В рамках состоявшегося на этой неделе спецпроекта интернет-газеты «Степные вести» «Глава онлайн» на «прямую линию» Алексея Орлова поступило свыше 100 вопросов от жителей Калмыкии, из них 50 были озвучены в эфире. Традиционно большая часть из них касалась проблем неудовлетворительного состояния республиканских дорог и улично-дорожной сети в населенных пунктах республики, транспортного сообщения, строительства социального  жилья и обеспечения им льготных категорий населения, а также вопросы   функционирования системы ЖКХ.

В принципе, на все эти «узкие» вопросы руководитель республики дал исчерпывающие ответы, в очередной раз продемонстрировав, что хорошо разбирается в отраслевой проблематике. Тем не менее, актуальность поднятых в ходе «прямой линии» тем, их злободневный характер для жителей конкретных населенных пунктов республики требует не только оперативного реагирования властей, но и в целом опубличивания их действий, то есть постоянного широкого информирования населения о проводимой ими работе в данных направлениях.

Соответствующую мысль высказал глава региона по итогам интернет-общения с жителями Калмыкии, и уже буквально на следующий день министр по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК Кирилл Ботов созвал брифинг, чтобы дать необходимые пояснения по вопросам, относящимся к его компетенции, а также по тем обращениям, которые прозвучали в ходе «прямой линии». Пока коснемся темы дорог.

Как отметил министр, действительно, одной из ключевых проблем в республике и в целом по стране является плохое состояние дорог. С целью решения этой глобальной проблемы, как известно, в соответствии с новым «майским» указом главы государства разработан и в течение ближайших шести лет будет реализовываться национальный проект «Безопасные и качественные дороги». В его контексте комплекс задач, которые предстоит решить в республике, делится на четыре блока. Первый — региональные дороги, необходимость приведения их в нормативное состояние, второй блок – капремонт дорог в городских агломерациях, третий – ремонт сельских дорог.  И четвертый подраздел – строительство подъездов к сельским населенным пунктам, не имевшим доселе дорог с твердым покрытием.

При этом в рамках нацпроекта предусмотрено финансирование только первых двух направлений – то есть региональные дороги и дороги в агломерациях, конкретно в столице республики городе Элисте. Последние два – прерогатива исключительно республиканских и местных властей с соответствующими уровнями бюджетов.

Если говорить о деньгах, то общая сумма средств, которые Калмыкия получит по нацпроекту в ближайшие шесть лет, — свыше 9 миллиардов рублей. Только  по 2019 году расходы составят 1 млрд 17 миллионов рублей. Так, на региональные дороги из федерального бюджета в Калмыкию будет направлено 528 млн рублей. На эти средства должны быть приведены в нормативное состояние более чем 50 километров региональных трасс.

Стоит задача, начиная со следующего года охватить капремонтом дорог абсолютно все районы, причем не только те трассы, что проходят по степи, но и их участки, заходящие в населенные пункты, где по общему плану наряду с дорожными работами предусмотрено также и благоустройство. В итоге к концу проектного периода уровень дорог республиканского значения, соответствующих нормативу, должен с нынешних 11% вырасти до 50%.

По элистинской городской агломерации планируется капитально отремонтировать 18,5 километра столичных дорог. На эти цели федеральный центр предоставит республике трансферт в размере 189 млн рублей, и софинансирование из регионального бюджета для достижения целевых показателей составит 300 миллионов. Речь идет о продолжении ремонта трасс, ведущих в город, и улично-дорожной сети. Здесь также планируется проводить комплекс работ с элементами благоустройства (освещение, замена бордюрного камня и пр.).

Кстати, на «прямой линии» прозвучали вопросы, связанные с ремонтом и придорожным благоустройством тех или иных улиц в Элисте. Все эти адреса были взяты «на карандаш» сити-менеджером Оконом Нохашкиевым – вместе с чиновниками правительства и главами районов он находился в режиме включенного наблюдения за трансляцией и пару раз отвечал на переадресованные ему главой региона вопросы.

Ремонт ремонтом, но у нас в столице республики есть улицы, которые вообще не имеют твердого покрытия. Так вот, по словам Кирилла Ботова, паспортом проекта «Безопасные и качественные дороги» предусмотрено в городе асфальтирование этих «девственных» дорог. Среди них есть и те, которые были озвучены в «прямом эфире», — улицы Шахматная. Северная, Рельефная и другие в Северном жилом массиве.

Реализация всех этих планов в конечном итоге должна привести к тому, что к 2024 году доля дорог, соответствующих нормативу, в столице Калмыкии вырастет до 90%.

Наверное, не во многих субъектах Федерации отмечена такая работа, какая проводится в Калмыкии в части поддержки муниципальных дорожных фондов, отметил глава Минстроя РК. Он напомнил, что с этого года введена практика – финансовая помощь всем районным муниципалитетам в виде субсидий из республиканского бюджета на софинансирование мероприятий по ремонту межпоселковых дорог и дорог внутри населенных пунктов дополнительно к тем деньгам, которые муниципалитеты получают, формируя свои дорфонды за счет транспортного налога и акцизов.

Однако что касается строительства новых сельских дорог, а именно подъездных путей к селам, там, где их никогда не было, тут, конечно, районным муниципалитетам тем более требуется поддержка. На протяжении последних лет 6-7 эту задачу удавалось решать за счет средств ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий».

«В рамках данной программы на 2019 год у нас запланировано строительство автомобильной подъездной дороги к поселку Красный Партизан Яшалтинского района протяженностью более 10 км. Объемы средств предусматриваются в районе 150 млн рублей. В планах на 2020-й — строительство дороги до поселка Гашун-Бургуста Кетченеровского района», — сообщил Кирилл Иванович.

Что касается вопроса от жителей Ергенинского Кетченеровского РМО, высказавших в ходе «прямой линии» в адрес главы республики просьбу о строительстве подъездных дорог с твердым покрытием к социальным объектам на территории их сельского поселения хотя бы к 2020 году, то на брифинге министр озвучил следующее.

«Как раз то, о чем говорили ергенинцы на «прямой линии», нами  предполагалось при разработке планов на 2020 год, — прокомментировал он. — Полагаю, что после того как мы закроем вопрос с дорогой на Красный Партизан и приступим к следующему объекту — Гашун-Бургусте, возможно, дополнительно включить поселок Ергенинский. Ведь там речь идет о подъездных путях протяженностью не более 1,5 км. Но в этом случае, безусловно, необходима консолидация усилий всех органов и уровней власти. Помимо тех денежных средств, которые придут по программе «Устойчивое развитие сельских территорий», еще республиканский бюджет окажет финансовую поддержку и самым минимальным образом  участвует муниципальный дорожный фонд.

Таким образом, вся сеть наших дорог — республиканских, столичных, в районных муниципалитетах — в ремонтах уже на сегодняшний день. Со следующего года вектор, который определил нацпроект «Безопасные и качественные дороги», даст дополнительные возможности и ресурсы продолжить работу, которую мы уже начали, в разы увеличить объемы финансирования и объемы выполняемых работ. Но и те остальные проценты дорог, которые не вошли в приоритетную программу, мы не оставим без внимания. Так или иначе, опять же с помощью своих региональных средств, будем поддерживать эту сеть в рамках текущего содержания наших дорог.

При этом, по словам Ботова, имеющиеся в республике дорожные службы не останутся без работы. «Если у нас в республике найдутся предприниматели, которые сейчас работают в других отраслях экономики, но, видя внимание, которое уделяется региональными и муниципальными властями сфере дорожного строительства и обслуживания дорог, может быть, захотят поменять профиль,  — добро пожаловать, как говорится. Такие примеры есть. Почему бы на базе оставшихся в республике мелких предприятий не создать доручастки? Вложить средства в приобретение техники и, зарабатывая деньги, приобретая опыт, потихоньку становиться участниками тендерами.  И это также даст толчок развитию, укрупнению и укреплению имеющихся в республике предприятий дорожной отрасли», — отметил министр.

По словам Кирилла Ивановича, в рамках подготовки региональной составляющей упомянутого нацпроекта Минстроем РК все материалы, которые касаются нацпроекта, были выставлены на публичные слушания, вопросы реализации его приоритетных направлений министерство готово открыто обсуждать с населением республики. Со всеми материалами можно ознакомиться на сайте – все планы, цифры размещены в открытом доступе, информация полностью детализирована: какой участок региональной дороги, какая улица в Элисте подлежит ремонту, какие виды работ запланированы и т.д.

«Мы в постоянном режиме будем информировать о тех или иных мероприятиях, которые происходят и будут происходить в дорожной отрасли. Рассчитываем в своей работе опираться на поддержку регионального отделения Общероссийского Народного фронта, Общественной палаты РК и других институтов гражданского общества», — заключил Кирилл Ботов.

Фото Николая Бошева