Эпоха протестов в Республике Калмыкия, похоже, уходит в прошлое. В ходе исследования, проводимого Институтом региональной экспертизы, выяснилось, что на тамошнем политическом поле практически не осталось тех, кто может стать возмутителем спокойствия. Судя по всему, главе региона удалось договориться почти со всеми аполитическими силами. Или – усмирить?

Директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко пояснил, что  в настоящий момент протестная активность в Республике Калмыкия не выделяется на общем фоне по стране и ее можно охарактеризовать как среднюю.

«В начале 2000-х регион захлестывала волна митингов и протестов. Они были крупными по численности и достаточно активными, местами перерастая в столкновения с органами правопорядка. Основной движущей мотивацией этих протестов была националистическая повестка и недовольство руководством Республики в лице ее главы К. Илюмжинова. После ухода Илюмжинова с поста главы Республики и значительной смены элит протестная активность существенно снизилась. Националистические организации (такие как «Родной край»), которые являлись до этого основной движущей силой протестов и митингов в известной мере стали сотрудничать с новой властью», – пояснил Бондаренко.

По его словам,  начиная примерно с 2016 года, протестная активность в регионе снова стала увеличиваться: «Она не носит стихийного и массового характера, связана в основном с федеральной повесткой и происходит на общем фоне ухудшения экономической ситуации в стране в целом и в регионе в частности. Основные смыслы митингов и протестов в последние годы: против повышения пенсионного возраста, против коррупции, против закона о добровольном изучении родного языка, за честные выборы, из-за дефицита питьевой воды Основным организатором большинства митингов, так или иначе направленных прежде всего против действующей власти Республики, выступает региональное отделение партии «Яблоко», лидеры которой являются и основными спикерами данных мероприятий».

Бондаренко отметил, что существуют  предположения, что за различными выступлениями против руководства региона стоят люди близкие к О. Кичикову, бывшему председателю правительства Республики Калмыкия.

Если судить по количеству или масштабу акций общественного недовольства, то протестная активность в Калмыкии сегодня находится на нуле, заявил политолог Андрей Серенко.  По его данным, за последние месяцы в республике не зафиксировано ни одного более-менее заметного протестного эпизода: «Это, конечно, не означает, что недовольных чем-либо в Калмыкии нет, но их здесь не больше, чем в среднем по стране. Другое дело, что протестные настроения в республике так и не переросли в протестное движение, как в некоторых других регионах РФ.  Отсутствие протестного движения в Калмыкии связано не только со слабостью местной оппозиции, непопулярностью оппозиционных лидеров и партий. Глава региона Алексей Орлов за несколько последних лет выстроить довольно эффективную систему реагирования на запросы и проблемы граждан. Прекрасно понимая, что главная причина массовых общественных недовольств – это отсутствие контакта власти с населением, Орлов создал такую систему коммуникаций, которая касается всех уровней управления.  В составе этой системы коммуникаций несколько ключевых элементов».

Серенко напомнил о регулярных прямых линиях главы республики с использованием современных средств связи, что позволяет Орлову напрямую общаться с жителями всех районов Калмыкии. В ходе этих прямых линий люди имеют возможность задать вопрос и тут же получить на него ответ, причем, конкретный и содержательный, а не бюрократическую отписку.

«Кроме того, серьезное значение имеют регулярные поездки Орлова по сельским районам республики, в ходе которых он лично встречается с местными жителями, оценивая по их вопросам качество работы местной власти. Иногда после серии таких поездок следует отставка главы поселения или района.  Не стоит сбрасывать со счетов и реформирование системы местного самоуправления (МСУ),  чем Орлов занимается уже несколько лет. Она включает в себя, как перестройку работы отдельных элементов МСУ (например, создание объединенных бухгалтерий у нескольких сельских поселений, сокращение административного аппарата), так и постоянный поиск новых кадров для муниципального звена. За три последних года персональный состав депутатов местных советов и руководителей исполнительной власти на местах обновился на 80%. И этот процесс продолжается», – сказал политолог.

Серенко напомнил, что «Орлов неоднократно отмечал, что до 90% всех проблем, волнующих обычных граждан, могут быть решены на уровне местного самоуправления»: «Поэтому повышение эффективности работы МСУ остается для руководства республики абсолютным приоритетом. Тем более, что это является еще и способом работы на упреждение, на профилактику возникновения каких-то острых протестных ситуаций. В ближайшее время Орлов планирует создать в каждом районе Калмыкии общественные приемные главы республики, что станет еще одним инструментом контроля над деятельностью местных чиновников и депутатов».

По словам эксперта, около года назад в Элисте местными националистическими и оппозиционными группами предпринималась создать протестное движение вокруг темы защиты родного языка: «Однако, глава республики сумел успешно нейтрализовать эти попытки, сделав языковую тему собственным проектом: Орлов фактически перехватил у националистов заметный общественный интерес к вопросу сохранения калмыцкого языка, предприняв целый ряд опережающих шагов (проведение национального фестиваля ойратов, поощрение писателей и поэтов, пишущих на калмыцком языке, ответы на вопросы калмыцких журналистов на пресс-конференциях на калмыцком языке и т.д.). В результате, на сегодняшний день тема «языкового протеста» исчезла из политической повестки, уйдя в сугубо культурно-историческую и педагогическую сферу». По мнению эксперта, сегодня Калмыкия является одним из самых стабильных в социально-политическом отношении регионов страны.

Намеченные на сентябрь 2019 года выборы в Элистинское городское собрание по значимости для местной политической элиты не уступают прошедшим осенью 2018 года выборам в Народный Хурал (парламент) Калмыкии, напомнил политолог, руководитель проекта Politrus.com Виталий Арьков.  Тем более, что пройдут они одновременно с выборами главы Степной республики, а, значит, политический накал будет серьезным.

«Калмыкия – регион небольшой, национальный, а потому здесь уже традиционно голосуют не за партии, а за конкретных людей, под их флагом избирающихся. Это применимо даже к выборам в Народный Хурал, формируемый по партийным спискам, без мажоритариев. И если местной «Единой России» удалось привлечь в свои ряды наибольшее число рейтинговых местных политиков и общественников, то она и получила улучшенный результат осенью минувшего года. Несмотря на пенсионную реформу и другие непопулярные меры, с которыми связано имя партии на федеральном уровне. В Калмыкии «Единая Россия» ассоциируется с главой республики Алексеем Орловым, а у него завидно высокий для многих его коллег по губернаторскому корпусу рейтинг доверий», – пояснил эксперт. Он подчеркнул, что на оппозиционном поле Калмыкии в настоящее время наиболее заметны две политические партии – КПРФ и «Справедливая Россия», опять-таки из-за людей, их представляющих в республике.

«Если в республиканском отделении Компартии это однозначно последовательный приверженец идей марксизма-ленинизма вице-спикер Народного Хурала Николай Нуров, то у эсеров – скандально известная глава реготделения Наталья Манжикова (также депутат Народного Хурала), сменившая за свою политическую жизнь не одну партию.  Примечательно, что в выборах главы Калмыкии ни Нуров, ни Манжикова вряд ли станут участвовать», – сказал Арьков.

Источник