Буддистский мир Монголии, Калмыкии, Бурятии и Тувы взволновало  сообщение об обнаружении новой реинкарнации защитника и покровителя монголоязычных народов — Его Святейшества Богдо-гегяна IX. Эту новость сообщил Его Святейшество Далай-лама XIV на пресс-конференции в Улан-Баторе по итогам своего краткосрочного визита в Монголию.  

«Я убежден, что его новое воплощение родилось в Монголии», ‒ заявил духовный лидер буддистов, слова которого приводит его официальный англоязычный сайт dalailama.com.

«Предыдущие воплощения Джецун Дамбы в прошлом были очень близки с далай-ламами. Я знал Девятого Джецун Дамбу с детства. Накануне своей кончины он спросил меня, где ему надлежит умереть, чем немного меня удивил. Однако во время нашей последней встречи, когда его здоровье уже пошатнулось, я сказал ему, что для него было бы важно переродиться в Монголии. Учитывая значимость его реинкарнации и памятуя о том, что он мой личный друг, я чувствую ответственность за то, чтобы позаботиться о его [новом] воплощении», – сказал Его Святейшество.

Институт Богдо-гегяна – традиционного главы буддизма в Монголии и сопредельных странах, получил широкую популярность еще во времена господства Алтын-ханов на территории Центральной Азии и Южной Сибири (ХVI–ХVII вв.). Линия Богдо-гегянов берет свое начало от перерождений известного тибетского философа и ученого Таранатхи Кунга Ньимо (1575–1637), изъявившего желание от жизни к жизни поддерживать учение Будды в Монголии. Известно предание о том, что однажды Таранатха, занимавшийся распространением буддизма в Тибете, спросил своих учеников, где должна произойти его следующая реинкарнация. Один из учеников, монгол по происхождению, попросил его переродиться в Монголии. Позже Таранатха действительно переродился в Монголии, в ханской семье. Это был первый Джебцун Дамба-хутухту Ринпоче (ХVII – начало ХVIII в.), а его гуру был Далай-лама V. С той поры Богдо-гегян наряду с Далай-ламой считается одним из высших иерархов, хранителей чистого буддийского учения, традиционным главой монголоязычных буддистов.

С конца 90-х годов Его Святейшество Богдо-гегян IX – выдающийся  религиозный ученый и практик несколько раз посещал Россию, включая Калмыкию, где по просьбе своих многочисленных учеников давал различные учения и посвящения. В 2010 году Богдо-гегян, до этого проживавший в своей резиденции в Дхарамсале, получил гражданство Монголии и поселился при монастыре Гандантэгченлин в Улан-Баторе, где и прожил до своей смерти. Скончался он 1 марта 2012 года в возрасте 80-ти лет, после чего в течение пяти дней находился в состоянии посмертной медитации тукдам.

«Когда я умер в прошлой жизни, – рассказывал Богдо-гегян IX, – остались в живых три человека, которые мне были очень близки и безотлучно находились рядом со мной. Один из них был моим лечащим врачом, двое других – слугами. Когда я вновь переродился и достиг трехлетнего возраста, их специально пригласили из Монголии в Тибет. Они привезли мои личные вещи, которыми я пользовался в прошлой жизни. Мне показывали их вместе с точно исполненными копиями, но я каждый раз выбирал оригинал. Но этого оказалось недостаточно, поэтому члены поисковой группы – ламы, обладающие ясновидением, – решили проверить, есть ли на моем теле особые знаки, подтверждающие, что я действительно являюсь реинкарнацией Богдо-гегяна VIII. Такие знаки были найдены. Но и это было не все. Решили обратиться к двум оракулам Далай-ламы. После специальной процедуры оракулы дали положительный ответ».

Отвечая на вопрос журналистов о том реинкарнации Девятого Джебцун Дамбы-хутухту, Далай-лама отметил, что «мальчик сейчас еще очень мал, и нет нужды спешить с обнародованием [его имени]. Когда ему исполнится три, четыре или пять лет, мы посмотрим, как будут обстоять дела. Возвести маленького ребенка на высокий трон ‒ не самое важное. Куда важнее предоставить ему возможность учиться, стать образованным, чтобы он мог вносить свой вклад в процветание буддийской Дхармы».

 

КСТАТИ

10 декабря в Дхарамсале, на стадионе Тайяградж, лауреат Нобелевской премии мира Его Святейшество Далай-лама проведет публичную лекцию на тему «Смысл жизни и светской этики». На следующий день, 11декабря, перед тем, как отправиться в тибетское поселение Мундгод на юге Индии, по просьбе Медитационного центра Тушита подарит учение в делийском отеле «Ашока».

25–27 декабря 2016 года также в Дели состоится продолжение учений Далай-ламы для буддистов России по поэме Шантидевы «Бодхичарья-аватара» (главы 9 и 10). Организаторы мероприятия – буддийский центр «Ринпоче Багша» (Бурятия), Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (Калмыкия), Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» (Москва). 

 

Фото из интернета