Чиновники Рособрнадзора назвали основные проблемы в сфере образования республики

В Доме Правительства сегодня под председательством вице-премьера РК Боовы Бадмаева состоялось республиканское совещание, посвященное подготовке к проведению основного периода государственной  итоговой аттестации в республике в 2019 году. В мероприятии приняли участие начальник управления Рособрнадзора Игорь Круглинский и помощник руководителя данного федерального ведомства Сергей Кружков, главы администраций районных муниципальных образований и г. Элисты, руководители органов управления образованием муниципалитетов, директора и завучи школ, лицеев и гимназий республики.

Как отметил зампред кабмина по социальным вопросам, по поручению врио Главы Калмыкии Бату Хасикова, адресованному всем организаторам ГИА, ответственным должностным лицам в сфере образования при поддержке администраций муниципалитетов, являющихся учредителями образовательных организаций, необходимо сконцентрироваться на выполнении этой важной государственной задачи. Со стороны властей региона организационная работа по подготовке к проведению мероприятий итоговой аттестации учащихся 9-11 классов, включая финансовую составляющую, фактически на сегодняшний день проведена.

«На самом деле это большая ответственная работа, и, к сожалению, бывают случаи дискредитации важного дела. Конечно, это отдельные моменты, они абсолютно не являются системными. От качества нашей с вами работы зависит  дальнейшая судьба детей, с какими результатами они закончат школу. Поэтому главное для нас — чистота проведения экзаменов и чтобы это было распространено до низового уровня», — подчеркнул Боова Бадмаев.

Игорь Круглинский в своем докладе рассказал о том, как Рособрнадзор оценивает Калмыкию в плане организации экзаменационных кампаний и результатов, которые показывают школьники республики. По его словам, прошлогодние громкие скандалы, связанные со сдачей ЕГЭ в Калмыкии, привели к серьезным имиджевым потерям республики. В числе проблем, которые были отмечены в прошлом году, были не только этические, но и организационные и технические – это и нарушения информационной безопасности, и низкая доля прохождения обучения организаторов экзаменов на учебной платформе, и отсутствие резервных станций для обеспечения бесперебойной работы пунктов сдачи ЕГЭ.

Данные проблемы только на первый взгляд кажутся несущественными, но на самом деле они могут привести к тому, что в отдельных пунктах проведения экзамен будет сорван, что, конечно же, скажется на настроении выпускников, которым придется готовиться к сдаче экзамена в другое время, заново настраиваться. И это не есть хорошо, заметил чиновник.

В то же время, по его словам, по итогам ГИА-2018 были отмечены и положительные моменты. Например, в республике полностью отсутствовали проблемы с обработкой экзаменационных работ, то есть технологическая готовность была на высоком уровне.

В стартовавшей на днях кампании по сдаче ЕГЭ текущего года в Калмыкии участвуют 1803 выпускника нынешнего учебного года и прошлых лет. В республике задействовано 22 пункта сдачи экзаменов. Традиционно для оказания методической помощи и помощи в наблюдении за проведением ЕГЭ в республику приедут общественные наблюдатели из числа студентов из других регионов страны – всего их будет привлечено не менее 20 человек.

Досрочный период сдачи ЕГЭ в целом проходит спокойно, хотя и не без нарушений: 10 участников, удаленных с экзаменов, в том числе шестеро пойманных со шпаргалками, есть также мелкие недочеты в пунктах проведения экзаменов. Надеемся, что к основному периоду все эти недочеты нюансы будут устранены и улажены, заметил Круглинский.

Вопросам объективности при проверке контрольно-измерительных материалов при проведении ЕГЭ и других оценочных мероприятий Рособрнадзором придается большое значение, подчеркнул  Игорь Круглинский. С 2013 года по 2018 год удалось добиться того, что количество работ, которые одним и тем же учеником в разный период сдачи экзаменов были оценены с большой разницей баллов,  что свидетельствует о том, что им «помогли» учителя, удалось сократить в 30 раз благодаря внедрению механизмов объективности проведения оценочных процедур.

«Основной государственный экзамен – еще одна зона риска. Количество сдающих ОГЭ в разы больше, чем количество участников ЕГЭ, также велико и число выявляемых нарушений на экзаменах по окончании неполной средней школы. Поэтому это является нашим приоритетом на 2019 год: мы будем внимательно смотреть за тем, как будет проводиться экзаменационная кампания у девятиклассников, за его организацией», — сказал представитель надзорного ведомства.

Особое внимание также необходимо обратить на объективность оценки качества образования для того, чтобы выявлять какие-то негативные тенденции, которые необходимо преодолевать. Например, если проанализировать, в чем состоит основная проблема снижения качества образования при переходе из начальной школы в среднюю, то в первую очередь бросается в глаза резкое снижение знаний по математике. Если в начальной школе низкие результаты по математике показывают 5-6% учеников, то в основной школе – 30-35%.

В прошлом году Рособрнадзор опубликовал список всех школ в стране, допустивших необъективные результаты при проведении всероссийских проверочных работ. В нем фигурируют и образовательные организации Калмыкии. Причем если в 2017 году у нас было четыре школы с необъективными результатами ВПР, то в 2018-м их число возросло до девяти. В антирейтинг вошли Красномихайловская СОШ  им. Т.Т. Шерета, Эсто-Алтайская СОШ им. Д.Н.Кугультинова, Кумская и Хомутниковская средние общеобразовательные школы, Вознесеновская СОШ им. И.В. Гермашева, Барунская СОШ им. Х.Б. Сян-Белгина, СОШ №2 г. Элисты, базовая школа БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова» и Калмыцкая этнокультурная гимназия им. Зая-Пандиты.

Правда, оговорился докладчик, в калмыцкой части списка отсутствуют школы-рецидивисты. То есть определенная работа на уровне региона по борьбе с очковтирательством ведется, но почему-то, уделяя внимание провинившимся, упускают из вида другие школы, которые этим начинают пользоваться и впадают в «грех».

Нельзя выстраивать рейтинги по итогам ВПР, применяя этот маркер при присуждении премий и объявлении выговоро. Это неправильно – подобная практика стимулируют не стремление к повышению знаний учеников, а лишь ведет к тому, чтобы директора рисовали баллы.

«Если мы не знаем объективное состояние дел, невозможно принимать необходимые управленческие решения для того, чтобы влиять на систему, совершенствовать ее и повышать качество образования. Мы тем самым дезориентируем и учеников, и родителей. Потом они, приходя на ЕГЭ и получив плохой результат, грубо говоря, начинают качать права: мол, мы все эти годы учились хорошо, а вы тут нам ставите двойку, этот ваш ЕГЭ плохой. Но ЕГЭ к этому не имеет никакого отношения. Просто оценивание на протяжении каких-то лет было необъективным», — обозначил проблему чиновник Рособрнадзора и призвал коллег работать честно и ответственно.

Фото НиколаяБошева