Наступил период, когда надо проявлять активность, не оставаться в старой системе, а двигаться вперед, так как сейчас, в связи с реализацией нацпроекта «Образование», появились возможности для создания инфраструктуры отрасли, меняются акценты в преподавании дисциплин. Это подчеркнул, приветствуя участников секции учителей общественных дисциплин, которая работала в рамках августовского совещания на базе Калмыцкой этнокультурной гимназии имени Зая-Пандиты, и.о. министра образования и науки Калмыкии Николай Манцаев.

В работе секции приняли участие учителя истории, обществознания, истории и культуры родного края, заместители руководителей и методисты отделов образования. С мастер-классами здесь выступили известные педагоги, первым –  учитель истории и обществознания Элистинской классической гимназии, победитель конкурса «Педагог года Калмыкии – 2019» в номинации «Учитель» Дмитрий Довгополов, получивший, кстати, в этот день награду из рук врио Главы РК Бату Хасикова. Во время пленарной части августовского совещания Дмитрия Сергеевича и других педагогов чествовали в связи с тем, что они стали лауреатами премии Главы РК в номинации «Лучший учитель». Во время же дискуссий в Калмыцкой этнокультурной гимназии Д. Довгополов показал мастер-класс «Источники и значение Великой Победы».

Беседуя с учителями, руководитель отрасли обратил внимание на такой важный аспект, как воспитание. «На последней коллегии Министерства просвещения РФ  Ольга Юрьевна Васильева говорила, что воспитание – одна из приоритетных задач системы образования. И в этом плане ваши дисциплины являются основными, – обратился к участникам секции Николай Гаряевич. – Мы сейчас будем более активно обсуждать вопросы, связанные с  формированием морально-этических норм в обществе. Дело в том, что гуманитарная направленность образования имеет серьезное значение. Общество стало осознавать, что если не уделять внимания  гуманитарной направленности образования, то это может привести к гуманитарной катастрофе, как произошло в некоторых странах. «Промывание  мозгов» идет очень активное, коммуникации очень серьезные, и в обществе в обязательном порядке необходимы центры, где бы формировались морально-этические нормы. Подобно тому, как Царскосельский лицей создавался не только для того, чтобы дети дворян получили там хорошее образование. Он создавался, чтобы сформировались  морально-этические нормы, к которым люди  должны были стремиться, следовать им. И в современной России  наступил период, когда гуманитарное образование имеет большое значение и от педагогов в этой области зависит очень многое»,

По мнению руководителя отрасли, положительный опыт наших учителей в этом направлении должен транслироваться, распространяться.

В этот день были обсуждены такие темы, как «Успешные образовательные практики в контексте концепций учебных предметов – областей» (на секциях учителей естественно-математического цикла; русского языка и литературы; калмыцкого языка и литературы; общественных дисциплин; начальных классов; педагогических работников дошкольного образования), «Воспитание обучающихся в контексте личностных результатов ФГОС общего образования» (участниками секции стали классные руководители, замруководителей отделов образования по воспитательной работе, старшие вожатые, педагоги-организаторы  методисты), «Взаимодействие родительской общественности и образовательной организации в обеспечении безопасности обучающихся» (здесь собрались представители родительских комитетов, классные руководители). Мастера производственного обучения, директора колледжей,  работодатели обсудили тему «Реализация Программы модернизации организаций, реализующих образовательные программы СПО, в целях устранения дефицита подготовки рабочих кадров».

Вашему корреспонденту удалось поговорить с некоторыми участниками секций, собеседники рассказали о своей работе, деятельности образовательных учреждений, в которых трудятся, и планах на новый учебный год.

«Работаю по профессии после окончания нашего университета с 2001 года. С 2003 года, после того, как переехала в Приютное из поселка Шарнут Сарпинского района, преподаю в нашей гимназии», – поделилась учитель калмыцкого языка и литературы Приютненской многопрофильной гимназии Елена Сагаева.

Елена Владимировна рассказала, что сейчас она посещает курсы в  КРИПКРО,  которые проводит в Элисте кандидат педагогических наук, заведующая Центром филологического образования Института стратегии развития образования РАО Ирина Нургаиновна Добротина, принявшая участие в августовском совещании в Калмыкии.

«Работаю во всех классах, с первого по одиннадцатый. Дети хорошо учатся, несмотря на то, что нет языковой среды в семьях. Ученики стараются, а мне самой очень помогают семинары, на которых получаю новые знания», – считает педагог.

С заведующей детским садом «Алтн булг» села Троицкое, заслуженным учителем РК, отличником просвещения Любовью Стояновой мы беседовали о проектах этого учреждения.

«Сейчас век глобализации, все меняется, совершенствуется, и педагог должен отвечать требованиям родительского запроса,  потому что сегодня многие мамы и папы хотят видеть своих детей  конкурентоспособными, чтобы  они успешно учились и чего-то достигли в жизни. Задачи у педагогов сложные, и надо найти методики, технологии, с помощью которых идти к цели», – отметила Любовь Эрдюшевна.

«Детям нашего сада повезло, здание нашего учреждения соответствует всем санитарным правилам и нормам, сдано в эксплуатацию в августе 2015 года. Здесь созданы благоприятные условия для воспитания ребят, имеются необходимые инфраструктурные объекты. У нас  235 воспитанников, в коллективе 52 человека, из них 26 – педагогические работники.

Мы работаем по программе «От рождения до школы». В этом году в соответствии с приказом Министерства образования и науки РК приступаем к реализации вариативной формы образования –  у нас появился консультационный пункт. Будем работать с детьми с особенностями здоровья, живущими в разных населенных пунктах нашего района и не посещающими детсад, оказывать педагогическую поддержку семьям с детьми – инвалидами.

Родители таких ребят смогут получить консультации и в очной, и в   заочной форме. С 11 до 15 часов, когда наши воспитанники находятся на прогулке или отдыхают, детям, не посещающим сад, будут оказывать логопедическую, социально-педагогическую  помощь, они смогут посетить также плавательный бассейн», – сообщила Л. Стоянова.

Она подчеркнула, что дети, с которыми будут работать сотрудники консультационного пункта, определены совместно с педиатрами поликлиники. Услуги семьям и детям будут предоставлять бесплатно.

Создание консультационного пункта – очень хорошая идея, Министерство образования  и науки РК определило несколько площадок  по всей республике, которые будут оказывать помощь семьям с детьми с особенностями здоровья, не посещающими детсады, рассказала собеседница.

Мы должны успешно реализовать поручение республиканского министерства образования; у нас большие задачи, мы творчески подходим к их решению, отметила Любовь Эрдюшевна.

О том, что делается для социализации инвалидов, «Степным вестям» рассказал Ким Дундуев, директор Элистинского политехнического колледжа, руководитель Центра движения «Абилимпикс» РК.

Основная задача  конкурса «Абилимпикс» – это социализация инвалидов и лиц  с ограниченными возможностями здоровья; кроме того, важно сформировать такую систему, которая бы позволяла инвалидам осуществлять самозанятость, считает Ким Борисович.

По его мнению, конкурс дает хорошие результаты, растет и количество его участников, ими становятся школьники, студенты и специалисты.

«Движение «Абилимпикс» дает возможность людям с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью проявить себя, показать свои способности, в том числе работодателям, которые приходят на наши конкурсы, принимают участие в круглых столах», – подчеркнул К. Дундуев.

Марина Булхукова, учитель математики, заместитель директора по  учебно-воспитательной работе элистинской средней школы №3 им. Н.Г. Сергиенко, модератор секции учителей естественно-математического цикла, сообщила нашей газете о том, что делается в школе, в которой она трудится, для повышения качества образования.

«В рейтинге общеобразовательных школы Элисты мы занимаем 3-4 строчки по количеству победителей и призеров олимпиад и конкурсов. По математике несколько отстаем, но вырабатываем перспективы роста. В 4-7 классах у нас очень хорошие результаты по математике, а вот с восьмого класса они снижаются. Дело в том, что лучшие ученики после седьмого класса поступают в лицей. В этом году поступило 15 человек,  в прошлом году – 20.

Какую работу мы выстраиваем? Много мероприятий  проводится  в плане перспективы развития самого учителя. Мы делимся опытом, проводим различные семинары, конференции, посещаем городские, республиканские мероприятия,  участвуем в дистанционном режиме в работе федеральных площадок. И в этом плане хорошо получается у молодых педагогов. В целом, средний возраст учителей математики в нашей школе – сорок лет.  Мы стараемся в рейтингах города стать одними из первых, стремимся показать лучшие результаты.

Со старшеклассниками проводим большую работу, стараемся нацелить их на достижение успехов, тем более сейчас много онлайн-олимпиад, результаты которых учитывают при поступлении в вузы. Одна из них «Фоксфорд». В прошлом году  шесть выпускников наших стали обладателями дипломов первой – третьей степеней этой олимпиады, получили дополнительные баллы при поступлении в вузы», – рассказала Марина Цереновна.

Булгун Найминова, педагог дополнительного образования Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения, беседуя с корреспондентом «Степных вестей», затронула вопросы воспитания школьников посредством социальных проектов.

Собеседница руководит в элистинской средней школе №10 детским объединением «Журналист и краевед», программа рассчитана на три года.

«Дети с удовольствием занимаются, провожу экскурсии с ними по   культурным объектам нашего города. Посещаем памятники, театры, музей», – рассказала Б. Найминова.

Я считаю, что сейчас приоритетным становится реализация социальных проектов. Выполняя их, дети получают огромный опыт взаимодействия с разными людьми и организациями. Когда работала в Калмыцкой национальной гимназии, мы с учениками  в 2010 году провели большую акцию, собрав средства для покупки сплит-системы воспитанникам одного из интернатных учреждений Элисты. Проект стал долгосрочным, мы оставили расчетный счет, на который в течение некоторого времени поступали деньги. Радует, что откликнулись многие наши известные земляки, в том числе Сангаджи Тарбаев.

Со своими нынешними воспитанниками, учениками школы №10, я также планирую провести акцию в предстоящем учебном году», – поделилась Б. Найминова.

Известный педагог, учитель калмыцкого языка и литературы элистинской СОШ №15, почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса «Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков», лауреат премии Главы РК по калмыцкому языку – 2017 «Келни билг» Алия Басхаева, вышедшая на сцену большого зала заседаний правительства в числе лауреатов премии Главы РК «Лучший учитель» на августовском совещании, выступила на секции с  мастер-классом «Ончта оон угтый!».

«Я говорила о юбилейной дате, ведь в этом году мы отмечаем 420 лет со дня рождения нашего великого ученого, просветителя, создателя старокалмыцкой письменности Зая-Пандиты. В мастер-классе использовала разные методы, в  том числе проектной деятельности. Участники прекрасно справились со всеми заданиями, в завершение первая группа создала открытку ко Дню национальной письменности, а вторая сняла буктрейлер по творчеству Эрдни Эльдышева, юбилей которого  мы будем праздновать 26 ноября. Им, как известно, написана поэма «Зая-Пандита или Колесо Учения», в которой говорится о жизнедеятельности просветителя.

В предстоящем учебном году, буквально через две недели, на базе нашей школы пройдет республиканский конкурс по каллиграфии, в котором примут участие учащиеся 3-8 классов – любознательные дети, заинтересованные в том, чтобы овладеть старокалмыцкой письменностью», – рассказала Алия Хейчиевна.

Она поделилась и другими  планами. «С учителем  изобразительного искусства Виктором Дорджиевым мы запланировали проект по созданию этноуголка в нашей школе. Над ним мы будем работать в новом учебном году», – сообщила А. Басхаева.

 Фото автора и Николая Бошева