watermarked-DX8A2124Все мы, граждане, проживающие в квартирах и домах, являемся потребителями жилищно-коммунальных услуг. Одни – добросовестные, своевременно оплачивающие соответствующие квитанции, другие – не столь щепетильны, по разным причинам допускают задолженность по оплате ЖКУ и тем самым создают себе проблемы. Это же касается и юридических лиц – организаций и индивидуальных предпринимателей.

Но иногда случается  так, что и те, и другие оказываются в одинаковой ситуации, когда их ставят перед фактом: гарантпоставщик сменился, и нужно заново подавать правоустанавливающие документы в расчетно-сервисные центры, чтобы навести порядок в личных счетах.

Именно такая ситуация в очередной раз сложилась в городе Элисте с начала текущего года. Напомним, кто еще не знает, что с 1 января 2017 года статус гарантирующего поставщика электроэнергии в столице республики  (за исключением зоны деятельности АО «Калмэнергосбыт») возложен на филиал ПАО «МРСК Юга» – «Калмэнерго» (входит в группу компаний «Россети») в связи с лишением данного статуса прежнего гарантирующего поставщика – ЮМЭК.

Как было объявлено, переход функций гарантпоставщика от одной сбытовой компании к другой не повлечет за собой изменения цен на электроэнергию и условий действующих договоров электроснабжения. Последнее касается физических лиц – для них лишь изменятся платежные реквизиты в счетах за потребленную электроэнергию, а вот юрлицам и ИП необходимо перезаключить договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии.

watermarked-DX8A2131Также граждан оповестили о том, что платежные квитанции за январь и все последующие месяцы горожанам будут приходить от филиала ПАО «МРСК Юга» – «Калмэнерго». Однако некоторые потребители по незнанию или досадной рассеянности успели в январе оплатить за текущее потребление и внести предоплату за последующие месяцы по реквизитам ЮМЭКа, и только теперь, когда пришли новые платежки от «Калмэнерго», осознали, что попали впросак. Разумеется, по закону они могут вернуть зря уплаченное, но это довольно канительно, особенно учитывая тот факт, что в отношении прежнего поставщика инициирована процедура банкротства.

Касаемо передачи показаний счетчиков у граждан также возникают вопросы. У некоторых элистинцев имеется печальный опыт на сей счет, когда им по полгода не приносили квитанции и начисляли затем взятые с потолка суммы. А теперь будут ли ежемесячно ходить по домам контролеры или всякий раз нужно будет сверять свои показания с конечной оплатой?

watermarked-DX8A2143Ответы на эти и другие вопросы, связанные с деятельностью филиала МРСК Юга, «Степные вести» попытались получить у начальника управления по сбытовой деятельности калмыцкого филиала ПАО «МРСК Юга» Дольгана Аляева и министра ЖКХ и энергетики РК Нелли Ткачевой, которых мы застали в Центре обслуживания потребителей «Калмэнерго» по адресу: г. Элиста, ул. Клыкова, 90 «А».

По словам Дольгана Аляева, в январе, как только филиал МРСК Юга-«Калмэнерго» стал гарантирующим поставщиком, был создан Элистинский район электрических сетей (РЭС) филиала ПАО «МРСК Юга» – «Калмэнерго» в границах столицы республики в результате консолидации электросетевого имущества ОАО «Калмыцкая энергетическая компания». На него возлагаются все обязанности по обеспечению надежного и бесперебойного электроснабжения города.

watermarked-DX8A2147С началом функционирования данного подразделения контролеры Элистинского РЭС стали осуществлять сбор полезного отпуска, то есть показания приборов учета электроэнергии потребителей. По вопросам передачи показаний приборов учета можно также обращаться в Центр обслуживания потребителей по адресу: г. Элиста, ул. Клыкова, 90 «А» (в будние дни с 8.15 до 17.15 часов, обеденный перерыв – с 12.00 до 13.00), а также по телефонам: 5-10-21, 8 929 730 0960, 8 929 730 0774 (для физических лиц)  и 5-10-09, 8 929 730 0998, 8 929 730 0994 (для юридических лиц).

Оплату в адрес филиала МРСК Юга – «Калмэнерго» принимают в Центре обслуживания потребителей, в местных отделениях Сбербанка России, в том числе через терминалы самообслуживания, и в отделениях «Почты России».

Ознакомиться со всей интересующей информацией можно на интернет-сайтах компании и Министерства ЖКХ и энергетики Калмыкии. Кроме того, по словам Аляева, со следующей недели будет осуществляться передача сведений о компании-гарантпоставщике в ГИС ЖКХ. Хотя, как показывает опыт обращения к этому информационному ресурсу, непонятно вообще, как им пользоваться. Это признала и глава МинЖКХ республики Нелли Ткачева.

watermarked-DX8A2121На самом деле, отметила она, это огромнейшая и очень сложная система, которая охватывает все ЖКХ и жилищный фонд всей страны, и наладка ее идет тяжеловато. Трудности возникают в связи с тем, что у каждой ресурсоснабжающей организации свое программное обеспечение, которое подчас не справляется с разноречивой информацией в базах данных компаний, поэтому информация вносится блоками, постепенно. Мало того – процесс тормозится еще и из-за того, что постоянно откладывается срок вступления в силу обязанностей всех ресурсников о выкладке в ГИС ЖКХ счетов на оплату. По законодательству, если компании-поставщика услуг нет в этой системе, то потребитель вправе не платить ей. А сейчас этот срок перенесен с 1 января 2017 года на год.

watermarked-DX8A2133Что должны знать потребители в связи с передачей энергосбытовых функций в филиал  ПАО «МРСК Юга» – «Калмэнерго»? Первое – это то, что данный гарантпоставщик не является правопреемником предыдущего, и долги потребителей ЮМЭКа к нему не переходят. Соответственно все вопросы, связанные с оплатой потребленной электроэнергии в период до 1 января 2017 года потребителям нужно решать с ЮМЭК.

Филиал МРСК работает с чистого листа и по ее правилам снимать показания счетчика собственникам помещений необходимо с 18-е по 25-е число текущего месяца и передавать их в «Калмэнерго» не позднее 26-го числа. В случае непредставления сведений, а также в случае выхода из строя или утраты счетчика, расчет платы в течение трех месяцев производится исходя из среднемесячного объема потребления за прошлый период.

«В связи с тем, что пришла новая сбытовая компания, не исключено, что у потребителей может возникнуть ситуация, когда новые энергетики пришли, сняли показания, а начислено к оплате больше, чем сумма, высчитанная в соответствии с конечными показателями приборов учета, потому что было выставлено текущее потребление», – отметила Нелли Ткачева.

watermarked-DX8A2134Тем, кто столкнулся с такой ситуацией, министр рекомендует поступить следующим образом. Гражданам следует обратиться в  «Калмэнерго», где их проконсультируют, произведут все сверки, дадут справку о состоянии дел на момент текущей оплаты, расскажут о том, как будет производиться перерасчет. Но далее в любом случае потребитель, у которого произошла переплата, должен вернуться в предыдущую сбытовую организацию, где ему обязаны возместить переплату. Все это важно успеть сделать в переходный период, который длится три месяца, то есть до конца марта включительно.

Независимо от того, что у потребителей имеются какие-то нерешенные вопросы с предыдущей сбытовой компанией, жители обязаны начинать оплачивать по тем счетам, которые выставляет новый поставщик услуг. Задержка платежа по причине того, что где-то есть долги, а где-то образовалась переплата и нужно с этим разобраться приведет к тому, что будут начислены штрафы за неуплату текущего потребления и возникнут новые разбирательства.

watermarked-DX8A2142На что еще министр обратила внимание, так это на то, что с нового года графа «общедомовые нужды» исчезла из квитанций об оплате за электричество и воду и перешла в состав жилищных услуг. Это относится к многоквартирным домам, находящимся на балансе управляющих компаний. Но есть еще дома, которые находятся на непосредственном управлении – их  жильцы данную статью расходов в квитанциях еще увидят. Но эти ОДН рассчитаны по нормативам, которые не увеличивались, по тарифам, которые действовали и действуют, помноженным на площадь, закрепленной за каждой квартирой.

В целом смена гарантирующего поставщика произошла спокойно, все организационные вопросы, включая кадровые, решены за очень короткий срок и не сказались болезненно на потребителях, отметила министр ЖКХ и энергетики РК. Во всяком случае, добавила она, на сегодняшний день пока не зарегистрировано ни одного обращения с жалобой в Жилнадзор и МинЖКХ и энергетики региона.

 

Фото Николая Бошева