Минфин РФ внес в правительство законопроект об оптимизации и упрощении государственных и муниципальных закупок, сообщила пресс-служба министерства.

Документ, доработанный на основе поручений руководства кабмина РФ и предложений, поступивших от ряда министерств, ведомств, а также правительств регионов, предложен для включения в Общенациональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики.  После утверждения правительством он будет предложен длярассмотрения Госдумой в период весенней сессии ее работы, отметили в Минфине.

В частности, законопроект предусматривает сокращение количества способов закупок с 11-ти до трех, унификацию требований к извещениям о закупках, квалификации участников закупок, их заявкам и формируемым протоколам, что позволило сократить объем закона и подзаконных актов почти на треть. При этом избыточные и устаревшие процедурные требования исключаются.

Также в нем отражены предложения по возможности проведения конкурсов на строительство с упрощенной заявкой на участие в таких закупках (без установления требований к детальному описанию используемых оборудования и строительных материалов при наличии проектно-сметной документации). Кроме того, введены полномочия глав регионов определять единственных подрядчиков на строительство.

Предлагаемые нововведения существенно облегчат правоприменителям задачи по осуществлению госзакупок, позволят им меньше допускать ошибок, зачастую влекущих значительные бюджетные расходы. Также они изрядно уменьшат объем работы контролирующих органов, считает руководитель калмыцкого УФАС Манца Сангаджиева.

«Изменения очень существенные, практические, – отметила Манца Викторовна. – Во-первых, в случае принятия этого законопроекта на порядок сократится количество нормативно-правовых актов по применению 44-го ФЗ. Сейчас помимо того, что в законе прописана норма, от нее идет отсылка на подзаконные акты, в которых даются более подробные разъяснения ее применения. По новому документу все будет гораздо понятнее.

Во-вторых, сокращается количество процедур – уйдут двухэтапные конкурсы, запрос предложений и т.д. Останутся лишь запросы котировок, электронные аукционы и открытые конкурсы. В-третьих, будут сокращены сроки проведения аукциона. Раньше было так: вначале шло рассмотрение первых частей заявок, потом начинался аукцион, затем рассматривались вторые части заявок. Сейчас будет вначале проведение аукциона, а потом только рассмотрение на соответствие требованиям. То есть вместо трех этапов будет два.

Также из плюсов отмечу то, что закон призван упростить взаимоотношения заказчиков с поставщиками. С одной стороны, у первых появится больше гарантий, что поставщики не подведут, поскольку отбирать их будут строже. В то же время предлагаются послабления поставщикам, допустим, в части обеспечения исполнения контракта, то есть станет меньше регламентации по срокам.

Ну и не могу не сказать с удовлетворением, что с выходом нового закона намного упростится наша работа, функционал антимонопольной службы. Проиллюстрирую, допустим, на таком примере. У нас есть понятие – профессиональные жалобщики, это те, кто подает жалобу, лишь бы опротестовать чьи-то действия. Очень много таких обращений, где-то порядка 40 процентов от общего числа. Мы понимаем, что это профессиональные жалобщики, но правовых оснований для того, чтобы отказать им в рассмотрении, у нас нет.

Тот проект, который предусматривает вышеназванные изменения, по сути, развязывает нам руки. Теперь мы будем смотреть, осуществлял ли пожаловавшийся хозяйствующий субъект хотя бы один государственный контракт, который бы он исполнил. Будем отслеживать предысторию вопроса, изучать послужной список обратившегося.

 Помимо этого облегчится наша работа в плане действий по реестру недобросовестных поставщиков. По новым правилам мы будем производить действия, связанные с проверкой компании-нарушителя контракта и включением ее в «черный список», через ЕИАС. Раньше этого не было, приходилось совершать много бумажной работы.

Я думаю, что все эти важные изменения были навеяны практиками тех, кто реализовывал закон о контрактной системе. И само понимание очень сложного, по общему мнению, 44-го ФЗ становится проще. Помимо того, что контрактники должны знать этот закон, бюджетное законодательство, Гражданский кодекс, очень много подзаконных актов приходится, что называется, перелопачивать. Объем требующихся для этих действий информации уменьшится, поэтому восприятие закона будет совершенно иным».