Длительный карантин для многих стал испытанием, но и постепенный выход из этого режима тоже связан с психологическими трудностями. Почему так происходит и как помочь себе и другим облегчить возвращение в офис?

Находящиеся на самоизоляции люди привыкают к закрытому образу жизни. Неслучайно в санаториях полный цикл лечения и отдыха обычно занимает 21 день – он учитывает определенные ритмы вхождения, привыкания и выхода, которые обусловлены настройкой физиологических процессов. А предусмотренные традиционным карантином 40 дней – это как раз то время, которого достаточно для перенастройки психики. И на выходе из изоляции нам всем вновь придется адаптироваться к новой реальности.

Пандемия заставила нас взять на себя ответственность, смелость предпринимать шаги и устанавливать контакты в условиях неопределенности. Мы больше не воспринимаем время просто как ресурс. Теперь это ценность, которую мы ощущаем и которой распоряжаемся осознанно. Помните, как в начале карантина многие из нас столкнулись с мешаниной рабочих и домашних дел? Постепенно мы научились выстраивать распорядок дня сами. Это важный аспект личной ответственности – взрослый человек самостоятельно совершает поступки при отсутствии внешнего контроля. А, заметьте, совершение действий на основе свободы выбора, по мнению психологов, удерживает личность от распада.

Безусловно, возросла ценность и личных связей, и возможности их поддерживать дистанционно. Мы осознали важность человеческого контакта, общность, взаимную зависимость. Для нас сейчас стала слишком важной тема и личной безопасности. Но безопасность как желание закрыться не способна победить вирус, рано или поздно придется выходить, поэтому нужно менять фокус с безопасности на защищенность.

Многие случаи наблюдения за людьми в экстремальных ситуациях, например, во время катастроф, показывают, что убивает не только голод или жажда, но и отчаяние. Психика человека может не выдержать этого. Испытание, которое мы проходим сейчас, – ожидание окончания ситуации с пандемией. Однако никто не может назвать конкретную дату, когда будет абсолютно безопасно выходить. Наступила эра тотальной неопределенности.

Как с ней справиться? Нужно найти способы прислушиваться к себе, помогать себе и окружающим. История показывает, что в экстремальных обстоятельствах чаще всего выживают люди, которые помогают спастись другим. Установка на заботу о другом помогает взять ситуацию под контроль и начать действовать. Это позволяет увидеть ситуацию со стороны более системно и комплексно, и в результате повышаются шансы с ней справиться. Человек, сфокусированный только на себе, своих потребностях и страхах, находится в более уязвимой позиции.

К чему должны быть готовы работодатели? Многие из нас сейчас нуждаются в новых источниках энергии и мотивации. Пожалуй, это тот самый сложный момент, в котором проявляется истинное состояние людей, и то, насколько они готовы взять на себя ответственность и действовать проактивно по отношению к ситуации. Очевидно, что выходить из карантина мы должны совместно. Работодателям придется учитывать то, что люди выйдут на работу со шлейфом пережитого за “коронавирусные” месяцы. А у каждого своя ситуация: один был вынужден находиться в сложных отношениях с людьми на замкнутой территории, другой потерял близкого, не имея возможности с ним нормально попрощаться. Последствия изоляции могут доходить до посттравматических стрессовых расстройств, и в ряде случаев человеку может требоваться профессиональная помощь.

Как руководители могут облегчить возвращение к работе в офис себе и своей команде? По советам психологов, важно отрефлексировать и актуализировать весь свой опыт преодоления сложных обстоятельств. Попытаться понять мотивы всех участников команды, увидеть их точки зрения, построить общую картину. Очень важно оценить собственные ресурсы и рычаги воздействия. Следует задуматься о новом дизайне рабочих процессов и, возможно, структуры, переформатировать работу в команде так, чтобы бизнес мог справиться с будущими испытаниями. Это требует командного взаимодействия высокого уровня, совместного поиска вариантов достижения успеха.

Кризис – хорошее время для целенаправленного и практического обучения людей на реальных вызовах. Но, помимо этого, вовлечение в совместный продуктивный поиск решений – это способ помочь людям справиться с тревогой, переключить их с тяжелых мыслей о настоящем к событиям будущего. Настоящий лидер как драматург – управляет не только ресурсами, но и событиями.

Тахир Базаров, доктор психологических наук, профессор факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Московской школы практической психологии.

Источник: https://www.sgu.ru/