На большой пресс-конференции-2020 Президент России Владимир Путин коротко подвел итоги уходящего года, ответил на самые злободневные вопросы, а также дал оценку работе правительства и губернаторов и раскрыл важнейшие темы внутренней и внешней политики.
Говоря об уходящем годе, глава государства, конечно, не мог не упомянуть о том, что он связан с пандемией коронавирусной инфекции. «Эта проблема наложила отпечаток на все стороны нашей жизни, – сказал он. – Проблем – море. Но можно с уверенностью сказать, что мы встретили их достойно и отчасти даже, может быть, лучше, чем в других странах мира, которые по праву гордятся и устойчивостью своей экономики, и развитием своих социальных служб и систем здравоохранения».
По словам Путина, на данный момент падение ВВП составило 3,6%. И это меньше, чем практически во всех ведущих странах Европы, Евросоюза и США. На 3% «подсело» промышленное производство – главным образом за счет сокращения добычи нефти. В то же время рост обрабатывающей промышленности вырос на 1,1%.
Реальная заработная плата до конца года вырастет примерно на 1,5%. При этом Владимир Владимирович заметил: «Прошу граждан на меня не сердиться: это не соответствует ощущениям, с которыми люди сталкиваются в реальной жизни, тем не менее это усредненная цифра, мы должны тоже на нее ориентироваться. При этом реальные располагаемые доходы населения упали. «За счет чего? О чем это говорит? Откуда эта разница берется? Падение доходов индивидуальных предпринимателей и всего, что с этим связано. В общем и целом падение реальных доходов, к сожалению, будет где-то около 3%», – объяснил он.
Уровень безработицы в начале года составлял 4,7%, сейчас – 6,3%. «Все, что мы делаем по поддержке экономики, пострадавших отраслей производства, напрямую связано с поддержанием рабочих мест. Надеюсь, что в течение следующего года нам удастся выйти на прежние показатели», – поделился российский лидер.
Он также обратил внимание на один из положительных элементов развития экономики: «70% российского бюджета уже формируется не за счет нефтегазовых доходов. Это значит, что мы начинаем слезать с так называемой нефтегазовой иглы. И если кому-то хочется представлять нас до сих пор бензоколонкой, то это уже не имеет под собой реальных оснований. Хотя зависимость еще очень большая».
Глава государства также напомнил, что уходящий год связан с крупными мероприятиями общенационального характера – в первую очередь, это 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. «Несмотря ни на какие сложности, связанные с пандемией, мы все-таки достойно ее отметили, и Парад Победы состоялся на Красной площади, в онлайн-формате, но все-таки – шествие «Бессмертного полка», – с удовлетворением отметил он.
И самое главное, на что обратил внимание глава государства и за что сердечно поблагодарил граждан страны, – единение народа в условиях пандемии. «Это состояние всего общества, нацеленного на помощь и поддержку ближнего своего, поддержку тех людей, которые нуждаются в них. Это общенациональное единение. Еще раз хочу выразить слова благодарности всем, кто принял участие в этих масштабных мероприятиях», – подытожил он.
Затем президент ответил на вопросы журналистов и обращения граждан. Приведем основные тезисы общения по ним.
Выплаты за детей: «Всем семьям, где есть дети в возрасте до 7 лет включительно, выплатим по 5 тысяч рублей каждому ребенку».
Индексация пенсий: «Власти предполагают индексацию пенсий, в том числе работающим пенсионерам. Пенсии в России 2021 году будут проиндексированы выше инфляции, на 6,3%. Индексация пенсий работающим россиянам будет зависеть от бюджетной обеспеченности».
Рост цен на продукты: «Где-то растут объективно, рубль немножко просел. Меня задело, что цены выросли там, где это не связано с объективными причинами. У нас рекордный урожай. Хлеб, макароны в цене растут, с какой стати?»
Газификация: “Надеюсь, что к 2025-му уровень газификации в России достигнет примерно 90% с нынешних 71%, если позволят технические возможности”.
О Правительстве РФ: «В целом в условиях пандемии правительство работает достаточно эффективно, хотя и упустило ситуацию с ценами на продукты. Правительство формировалось под стратегические цели и этим задачам отвечает. Пока никаких кадровых изменений не планируется».
Невыплаты врачам надбавок и нехватка бесплатных лекарств: «10 млрд дали в регионы на то, чтобы оперативно реагировать на те вопросы, которые еще не решены и которые связаны с закупкой средств индивидуальной защиты, подготовкой лечебных заведений, учреждений для борьбы с COVID. И более 5 млрд, выделили на то, чтобы бесплатно давать лекарственные препараты людям, которые лечатся на дому». «Где деньги? Вот это меня тоже очень интересует. Губернаторы докладывают, что все в порядке. Надеюсь, что это единичные случаи, но, похоже, что это не так. Но судя по количеству обращений на эту тему, все-таки это вопросы не единичного характера, а общая проблема. Посмотрим на это повнимательнее и будем разбираться».
Состояние системы здравоохранения: «Все познается в сравнении, и российская система оказалась более эффективной, чем другие. Проблем хватает, но все говорит о том, что наша система отреагировала адекватно».
Пандемия: «Локдауна не планируется. Надо соблюдать ограничения. И надо разобраться, почему деньги на надбавки врачам и лекарства выделены, а люди их не получают». «В целом направили на поддержку граждан и промышленности, на борьбу с пандемией 4,6 триллиона рублей. Для нас это беспрецедентные деньги. И это означает 4,5% ВВП страны, из них миллиард направили напрямую на поддержку пострадавших отраслей, 838 млрд – на прямую поддержку граждан».
Вакцинация от коронавируса: «Специалисты говорят о том, что вакцины предусмотрены для граждан в определенной возрастной зоне. Я прислушиваюсь к рекомендациям специалистов. Пока ее не поставил, но сделаю, как только это станет возможным. Что касается массовой вакцинации – не вижу никаких причин не вакцинироваться. Наша вакцина безопасная, но не хватает заводов для ее производства. Объемы будут расти, плюс можно производить за границей. Центр Гамалеи готовит лайт-вакцину с одним уколом и коротким периодом действия».
Об экономике страны: «По разным оценкам, где-то к концу 2021 года – первому кварталу 2022 года мы все эти проблемы преодолеем. Более того, в следующем году рассчитываем выйти на позитивные тенденции по ВВП страны, по валовому продукту».
Выборы президента: «У меня есть одно универсальное правило – надо понимать: пойдет ли то, что мы делаем, на благо страны или нет. Для себя я еще не принял решение, пойду я в 2024 году на выборы или не пойду. Формально есть решение от народа. Потом посмотрю».
О прозрачности выборов и возможности вмешательства: «Россия беспрецедентно открыта для работы наблюдателей на выборах. Такой открытости, как у нас, вообще нигде в мире нет». «Конечно, в наши выборы будут вмешиваться, мы знаем об этом и готовимся. Главное, чтобы наш народ отдавал себе в этом отчет и понимал, что им пытаются манипулировать извне».
Поправки к Конституции: «Все хорошо в срок, в свое время. В 1993 году она принималась в сложных условиях, в условиях боевых действий в Москве, здесь люди гибли, танки стреляли по парламенту. Она помогла создать гражданский мир и базу для политического развития. Но сейчас у нас уже другая ситуация. И в связи с этим мы должны были внести изменения».
О новых партиях: «Нужно ли им дать дорогу, это решают граждане, избиратели. Но наша политическая система развивается и дает возможность принять участие большему количеству партий и политических сил».
Об окружении Владимира Путина: «Эти вбросы всегда были и будут. Прочитать этот материал невозможно. Я его полистал, конечно, но там такая компиляция, все навалено в одну кучу, что я так до конца и не дочитал. Там пишут «зять президента», но в конце все же пишут, что бывший зять. Цель – это месть и попытка повлиять на общественное мнение в нашей стране».
О депортациях: В нашей стране в истории было очень много трагических, черных страниц. Депортация некоторых народов после Великой Отечественной войны – острая тема, мы стараемся лишний раз об этом не говорить, но тем не менее это же было в нашей истории. Я сейчас не буду давать оценок того, что произошло. Представители почти всех этносов Советского Союза, там, где оккупанты входили, и которые потом подверглись репрессиям, с хлебом-солью встречали их.В то же время среди репрессированных народов были люди, которые героически сражались за свою Родину до последнего вздоха, до последней капли крови».
Дело Ивана Сафронова: «Его судят не за журналистскую деятельность. Это связано с длительным периодом его работы в должности советника Рогозина. Вы сказали, что он мог оступиться, за это можно было бы простить. Надо смотреть, какой общественный вред он нанес. Передача информации иностранным спецслужбам – предательство. Если он сознательно сдавал информацию представителю иностранных спецслужб, это говорит о его внутреннем содержании». «Я не сказал, что Ивана Сафронова обвиняют за то, что он был помощником. Это связано с длительным промежутком его жизни, в том числе когда он был помощником Рогозина – так мне говорят следователи. Суд должен будет определить степень общественной опасности и принять решение».
Дело Сергея Фургала: «У меня с ним были добрые отношения, никаких проблем не возникало. На мой взгляд, он работал в целом вполне исправно, старался как руководитель региона. Но обвинения в его адрес очень тяжелые – как члену ОПГ, которая занималась в том числе устранением конкурентов. Речь идет об убийстве людей, это серьезное обвинение. Надо дать следствию доработать. Это не политическое преследование, а уголовное дело».
Публикации о Навальном: «Это не расследование, это легализация материалов американских спецслужб. Что, мы не знаем, что они геолокацию отслеживают? Это значит, что берлинский пациент пользуется их поддержкой. Если это верно, то правильно, что спецслужбы за ним присматривают. Но это не значит, что его травить нужно. Если бы хотели, довели бы дело до конца».
Конфликт в Нагорном Карабахе: «Война не вызвана вмешательством извне. Уверен, что недавнее нарушение прекращения огня останется единичным. Стороны должны оставаться на тех позициях, которые занимали на момент достижения договоренностей».
Ситуация в Белоруссии: «Надо дать возможность белорусскому народу внутри страны разобраться, без вмешательства извне. Сейчас это вмешательство имеет место. Из-за границы ничего хорошего никогда не получается».
Отношения с Западом: «Россия по сравнению с ними белая и пушистая – сравните размеры военных бюджетов и сети военных баз России и США. Разве мы вышли из договоров по ПРО И РСМД? И что, вы, как страна НАТО, будете над нами летать и передавать информацию американцам? Вы же умные люди, почему вы думаете, что мы придурки? Давайте жить дружно».
Выборы президента США: «Российские хакеры не вмешивались в американские выборы и другие внутренние дела США. Это все домыслы, чтобы испортить отношения между странами».
О Донбассе: «Россия как поддерживала Донбасс, так и будет поддерживать. Мы даже будем наращивать нашу поддержку Донбасса».
К слову, вопрос о Донбассе прозвучал из уст представителя информационного агентства «Дон-24» Софьи Брыкановой. А Вера Южанская из ростовской областной газеты «Наше время» озаботилась проблемой роста цен на зерно и семена. Целый ряд журналистов, в том числе калмыцких СМИ, планировали задать президенту вопрос, который остро стоит сразу в нескольких регионах юга России, – о водообеспечении. К сожалению, ни одному из нас не удалось лично адресовать его главе государства. И более подробно об этом читайте сегодня в наших следующих материалах.
Ростов-на-Дону – Элиста