Памятники истории… Немые ее свидетели, символы славных и зачастую одновременно горьких страниц человечества. Да, мы бережно храним ее в своих сердцах, снимаем фильмы, создаем музыкальные произведения, собираем артефакты в музеях и тематических экспозициях. Имена героев присваиваем населенным пунктам, улицам и площадям, учреждениям, учебным заведениям, воинским частям.
Но нам нужны еще и священные места, куда мы можем поехать, чтобы поклониться, принести цветы, отогреться душой. Это мемориалы, материальное воплощение нашей памяти о погибших, о значимых событиях. Огромная часть истории человечества. Есть в этой мировой истории и холокост, и наши, калмыцкие, страницы.
77 лет назад калмыцкий народ подвергся жесточайшей мере наказания за якобы массовое пособничество врагу – тотальной депортации в Сибирь. В ходе первого этапа операции «Улусы» 46 эшелонов вывезли 93139 человек (26359 семей). В течение января 1944 года депортировали еще 1014 человек. Затем выслали тех, кто проживал вне Калмыцкой АССР – 2536 человек из Ростовской области и 1178 – из Сталинградской области. Постепенно депортировали военнослужащих калмыцкой национальности.
Да, существовало соединение доктора Долля, но было и партизанское движение в Калмыкии. История помнит агента абвера, убежденного лютого врага советской власти Басанга Огдонова, но не забудет и подвиг Героя Советского Союза комсомольца Эрдни Деликова. Были калмыки-белоэмигранты, которые считали союзниками всех, кто против большевиков, но были и разведчики-добровольцы, переброшенные в тыл вермахта. В рядах Красной Армии сражались 25747 калмыков, с первого до последнего дня войны, 9026 из них сложили головы во имя победы над врагом. Уточним, калмыками являлись 125 из 220 добровольцев, подготовленных в разведшколе № 005 и переброшенных в тыл противника к середине ноября 1942 года, многие из них погибли.
Мы очень гордимся своими героями, но и никогда не забудем о безвинных жертвах сибирской ссылки. Долгие годы факт депортации народов СССР во время войны искусственно замалчивался. Не случайно материальное увековечение памяти их жертв — относительно новый исторический факт, насчитывающий немногим более трех десятилетий. Если судить по сообщениям в прессе, первые такие памятники появились в 1989-1990 годах в якутском поселке Тит-Ары и Нижнем Тагиле.
Сегодня буквально по пальцам можно пересчитать их и в Калмыкии. Самый первый был установлен 28 декабря 1992 года в Элисте, возле кинотеатра «Родина», откуда начинался путь в ссылку. Это камень-известняк, доставленный из Пермской области, с места захоронения репрессированных фронтовиков Калмыкии, умерших в Широклаге при сооружении ГЭС в 1944-1945 годах.
29 декабря 1996 года в Элисте, на кургане в восточной части города, был открыт мемориал «Исход и Возвращение» архитектора Сергея Курнеева и скульптора Эрнста Неизвестного. Он является самым посещаемым местом для поклонения родным, навсегда оставшимся в сибирской земле. И сегодня здесь по традиции соберутся жители республики. Несмотря на пандемию, каждый может прийти и отдать дань памяти родным и близким. При этом, конечно, важно поберечь свое здоровье и не забывать о соблюдении дистанции и масочного режима.
Живу рядом с этим местом и вижу, как каждый год в этот день люди приходят к нему с самого раннего утра, медленно поднимаются на вершину холма по дорожке-серпантину, возлагают цветы, зажигают лампадки, молятся. Да и в другое время года здесь бывает многолюдно – и не только потому, что прилегающая площадка стала излюбленным местом прогулок родителей с малышами. Часто к памятнику приходят, особенно ранним утром, одинокие посетители, нередко бывают старики.
Еще пять памятных знаков депортированным калмыкам установлено за пределами Калмыкии. В 1990-х появился в поселке Широковский Пермской области – с надписью на русском и в переводе на калмыцкий «Вечная память фронтовикам-калмыкам, погибшим на строительстве Широковской ГЭС в 1944-1945 гг.». В 2000-2002-м установили одинаковые мемориалы в Тюмени, Томске (Сквер памяти), Омске (Северное кладбище) и Барнауле (площадь Свободы) с надписью на русском языке «Жертвам сталинских репрессий 1943-1957 от калмыцкого народа. Я знал, что мой народ в лесах Сибири / Нашел друзей и вновь душой окреп / Средь лучших русских, средь щедрейших в мире, / Деливших с нами и судьбу, и хлеб… / Д. Кугультинов».
В наших поселках, во многих из них, есть небольшие мемориалы, посвященные землякам, жертвам депортации. Совсем скромный памятник мы увидели в уходящем году во время одной из командировок в поселке Зунда Толга Ики-Бурульского района. Деньги на него собрали и установили местные жители всего пару лет назад. Казалось бы, переживший такую трагедию народ должен был постараться найти способы для более широкой ее мемориализации гораздо раньше, как это делают, например, евреи. Но, может, временной фактор в отношении народа, потерявшего вследствие геноцида саму государственность на показавшиеся вечностью тринадцать лет, – не так важен?
В нынешнем сентябре побывала на семинаре для российских журналистов по вопросам противодействия ксенофобии и этнической нетерпимости, организованном в этот раз на Северном Кавказе московским центром «Холокост». В течение пяти дней представители СМИ из 20 регионов страны побывали во Владикавказе, Беслане, Пятигорске, Кисловодске и Минеральных Водах, а также в местах массовых казней евреев. Мы приняли участие в открытии памятника в ставропольском селе Солдато-Александровское. Меня очень поразило то, как неустанно еврейский народ продолжает искать по всему миру и находить свидетельства расправ, учиненных фашистами над их соплеменниками. Даже если был расстрелян один человек, память о нем навсегда увековечивают в граните.
По информации центра, в 1939 году на территории Калмыкии проживало 1355 евреев. Во время немецкой оккупации в сентябре 1942 года в Элисте казнили 620 человек, в том числе 45 детей. В начале октября в балке недалеко от села Троицкое расстреляли еще 28 эвакуированных евреев. В селе Плодовитое Малодербетовского улуса уничтожили 50 еврейских семей из-под Сталинграда. Всего на оккупированной территории Калмыцкой АССР расстреляли и замучили более двух тысяч мирных жителей и военнопленных, среди них 1500 евреев, местных и эвакуированных.
По информации Российского еврейского конгресса (РЕК), на территории России находится свыше 500 мест массовых расстрелов евреев, большинство из которых не имеет памятных знаков. В организации ставят задачу установить памятники на каждом из них. Документально установлены места таких казней и на территории нашей республики. Одним из них является балка близ поселка Зунда-Толга. По решению РЕК памятник с еврейской символикой установили в центре поселка.
А немногим позже рядом с ним появился упомянутый выше мемориал депортированным калмыкам. И что интересно: именно еврейский мемориал сподвиг местных жителей инициировать установку последнего. «Памятник казненной еврейской семье из трех человек у нас есть, а погибшим в Сибири сотням калмыцких семей нет, – резонно заметил глава СМО Эрдни Шамадыков, – вот и решили собрать деньги, заказали и установили».
Теперь у сельчан есть место поклонения родным и близким, не вернувшимся из ссылки. Сакральное место, куда можно принести цветы и помолиться – ом мани падме хум, сяяни орнд тёртхя…
За каждым мемориалом – судьбы конкретных людей. Эти места хранят в себе великую скорбь и напоминают о нашей обязанности помнить о них, помнить свою историю, уважать свой народ.