«Степные вести» постоянно обращаются к теме развития образования в республике, успехов калмыцких школьников и их педагогов на различных конкурсах и других достижений наших школ. И зачастую поводы для наших публикаций мы берем из социальных сетей, а также обращений к нам напрямую читателей.
Вот и одно из недавних выступлений газеты на тему итогов 2020 года в сфере образования и планов на будущее вызвало интерес у наших подписчиков. На странице «Степных вестей» в Фейсбуке на заметку неравнодушные жители Калмыкии оставили вполне дельные комментарии. Так, Владимир Багликов отметил, что жителей южного района беспокоит вопрос: когда начнется строительство школы в южном районе и в чем причина переноса (задержки) строительства? А Виктория Соломова высказала замечание относительно того, почему бы органам управления образованием не предавать гласности процедуры, связанные с капитальным ремонтом и благоустройством школ. «Ведь чем прозрачнее схема, тем больше доверия и меньше домыслов», – резонно замечает читательница.
В связи с этим мы обратились за разъяснениями к заместителю министра образования и науки РК Татьяне Питкиевой.
– Строительство новых школ у нас осуществляется в рамках федерального проекта «Современная школа», – пояснила Татьяна Ивановна. – Там два мероприятия, одно из них – создание новых мест в общеобразовательных организациях, второе предполагает строительство школ в сельской местности. По первому мероприятию осуществляется строительство новой школы в селе Троицкое на 528 мест, по второму строим школу в селе Малые Дербеты на 275 учащихся.
По этим двум объектам финансирование осуществлялось в 2019 и 2020 годах, сдача их планировалась в минувшем декабре. Но обстоятельства, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции и последовавшими за этим карантинными мероприятиями, наложили свой отпечаток на объемы выполнения работ. В процессе строительства школы в с. Троицкое понадобилось внести в проектно-сметную документацию дополнительные работы, что потребовало добавочного финансирования из регионального бюджета и новых сроков освоения бюджетных средств. Поэтому было заключено дополнительное соглашение, в рамках которого подрядчик будет выполнять работы до августа 2021 года. Дополнительные работы, в основном, касаются благоустройства территории.
Выполнение всех намеченных мероприятий ранее даты, установленной дополнительным соглашением, приветствуется, соответственно, позже этого срока – чревато негативными последствиями для всех. Поэтому мы очень надеемся, что школа в административном центре Целинного РМО будет сдана вовремя и даже чуть раньше – тогда останется больше времени на подготовку к новоселью и обеспечению учебного процесса во всей полноте.
Что касается новостройки в селе Малые Дербеты, то там объем выполненных работ практически 100-процентный. Сегодня администрацией раймуниципалитета направлено извещение в Стройнадзор для заключительных актов об окончании строительно-монтажных работ. В целом по строительным объектам следует учитывать, что процесс государственной приемки и ввода объекта в эксплуатацию требует принятия соответствующих нормативно-правовых документов и соблюдения сроков исполнения процедур по ним. Кроме того, необходимо лицензирование образовательной деятельности организации по новому юридическому адресу и прочие процедурные моменты.
Правом решать вопросы, связанные с началом образовательного процесса или его приостановкой, наделены учредители учебного заведения, в роли которых выступают администрации муниципалитетов. Если все экспертные заключения будут получены, в том числе и от Роспотребнадзора, и по линии МЧС в рамках безопасности, осуществлена техническая проверка всего оборудования для новых школ (включая обучение персонала), это даст учредителям право запустить учебный процесс.
Для Министерства образования и науки республики также важно, что все дети, которые потенциально станут новоселами в этих прекрасных современных школах, сейчас обучаются в зданиях, где для детей созданы все необходимые условия. Учебный процесс, освоение образовательных программ идут по плану.
Отмечу, что все запланированное в части освоения финансовых средств, и федеральных, и региональных, также осуществляется строго по графику и в необходимом объеме. Конечно, некоторые задержки возможны, и они происходят ввиду тех же карантинных мероприятий, заболеваний строителей и ухода их на самоизоляцию. Плюс необходимо понимать, что в настоящее время абсолютно во всех регионах идет массовое строительство по нацпроектам, и огромные объемы оборудования заказываются практически одновременно у одних и тех же производителей. Это приводит к задержкам поставок.
Самое главное – мы очень строго отслеживаем осуществление мероприятий по строительству наших отраслевых объектов, буквально на всех этапах, и непременно освещаем все инспекционные поездки, результаты совместных проверок на сайте министерства, в наших страницах в соцсетях и, конечно же, в средствах массовой информации.
Что касается заданного читателями вопроса о строительстве новой школы в Элисте, в южном районе города, по улице имени Нармы Шапшуковой, могу отметить следующее. Изначально по соглашению, которое, как и в случае с двумя вышеназванными школами, было заключено между Правительством Республики Калмыкия и Министерством просвещения РФ, сроком начала строительства этой школы указан 2021 год, завершение планируется в 2022 году.
Мы, конечно, желаем строить новые школы, и строить много, ежегодно формируем заявки, но существуют определенные нормы и квоты по финансированию объектов капстроительства из федерального бюджета, также как и из регионального.
В рамках заключенного соглашения с января 2021 года стартуют процедуры по началу строительства школы на 825 мест по улице Шапшуковой, столь необходимой для жителей южного района города. И в рамках двухгодичного цикла мы, безусловно, завершим его в положенные сроки.
О том, как будет реализовываться данный проект, как будет выглядеть эта школа, сколько в ней будет корпусов и так далее – ответ могут дать в администрации города, которая как учредитель будет определять все эти моменты. Учитывая, что будет школа с большим количеством учащихся, соответствующая всем современным требованиям, она обязательно будет с бассейном, с большой спортивно-оздоровительной инфраструктурой.
Тут надо еще понимать, что, выбирая проекты для школ, мы не можем брать любые ПСД, а только из реестра Министерства строительства и ЖКХ РФ. И если проектно-сметная документация требует адаптирования под условия нашего региона, то это уже делается на местах, и этой работой занимается команда специалистов.
Относительно замечания о том, что необходимо предоставлять информацию также по капитальному ремонту школ, отмечу, что оно, в принципе, актуальное. Капремонт аварийных школ, а также благоустройство территорий образовательных организаций осуществляется не в рамках нацпроектов, а по соответствующей региональной программе с участием средств, в том числе, федерального бюджета.
Я согласна с тем, что суммы у нас обычно заранее известны по тем объектам, в которых будет осуществляться капитальный ремонт. Однако решения относительно объема ремонтных и благоустроительных работ и их видов принимает опять же учредитель. В какой-то школе, к примеру, необходимо кровлю поменять, где-то требуется ремонт пищеблока и зону столовой увеличить, а кто-то полы и окна планирует полностью заменить, как это было, в частности, в Приютненской гимназии и других школах республики.
В целом, конечно, секретов из вопросов такого рода никто не делает, и при желании необходимую информацию можно почерпнуть из открытых источников.