На неделе в Москве прошел ХХХII съезд Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России.
214 делегатов – главы фермерских хозяйств и руководители кооперативных объединений из 62 регионов страны – обсудили ценообразование на продукты питания, механизмы регулирования продовольственного экспорта, аграрного законодательства, доступности господдержки для малых форм хозяйствования на селе, земельных ресурсов и кредитов, устранения административных барьеров.
В рамках деловой программы съезда состоялось рабочее совещание совместно с представителями Минсельхоза РФ, Россельхозбанка, Росагролизинга и других ведомств. Руководитель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств Калмыкии, по совместительству председатель КРО профсоюза работников АПК России Владимир Мудаев рассказал «Степным вестям» о некоторых подробностях событий съезда.
– Ежегодно на съезде фермеров под эгидой Ассоциации крестьянских, фермерских и сельскохозяйственных кооперативов присутствуют представители Минсельхоза РФ, Россельхозбанка, Росагролизинга и других министерств и ведомств. То есть это плодотворный механизм, где мы можем решать многие наболевшие вопросы. Бывает, доходит до того, что приезжает фермер, на которого на месте, в регионе, руководство не обращает внимание. И уже тут руководителям региональных министерств приходится отчитываться перед федеральным министром.
Калмыцкая делегация была небольшой, в состав делегации помимо меня вошли депутат Госдумы РФ Батор Адучиев и глава КФХ «Будда» Дмитрий Манджиев. Количество делегатов, как вы понимаете, было сокращено по требованию Роспотребнадзора в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Мы все понимаем, в какой катастрофической ситуации находимся: в связи с засухой 2020 года поголовье сокращается. Я думаю, каждый должен вносить свою лепту, помогая республике. Поэтому счел своим долгом поднять два, на мой взгляд, самых важных вопроса. В первую очередь, конечно, я поблагодарил Минсельхоз России от имени фермеров, профсоюза работников аграрно-промышленного комплекса РФ по РК за то внимание и поддержку, которое министерство нам оказывает по сей день.
В своем выступлении я привел факты и цифры по Калмыкии, чтобы как-то еще больше заострить внимание на регион.
С 2012 года сократилось количество КРС на 245 тысяч голов. Это 40 % голов мы потеряли. А по овцам я взял последние три года – с 2018 года у нас потери составили 471, 5 тысячи. Это огромные потери. Засуха у нас, конечно, не первый год, но такой, как в прошлом году, не было. А с 1991 по 2021 годы мы потеряли почти два миллиона голов овец.
Считаю, что надо спасать поголовье, принимать какие-то меры. Ряд мероприятий на уровне Минсельхоза России уже намечен, к нам приезжал премьер страны Михаил Мишустин, хоть что-то делается. И я на съезде просил, чтобы республике дали также субсидии на восстановление поголовья. Конечно, сейчас нашим сельхозтоваропроизводителям, крестьянам надо максимально сохранять маточное поголовье, чтобы в дальнейшем как-то восстанавливать. Поддержка, как нас заверили, будет оказана. Первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов дал поручение департаменту животноводства. С Дмитрием Бутусовым, директором департамента, мы пришли к тому, что надо выждать какой-то момент, чтобы обстановка стабилизировалась. Это понятно, сейчас надо посмотреть, какой будет травостой в этом году, с сеном какая ситуация будет. А на будущий год нам уже нужно претендовать на субсидии на восстановление поголовья. Но эту работу надо начинать уже в конце лета, чтобы мы могли войти в бюджет. К работе нашего республиканского Минсельхоза, с которым мы всегда на связи, ассоциация фермеров обязательно подключится. Всем вместе легче будет решать вопросы.
Второй вопрос, который я задал, не менее животрепещущий – субсидии на поддержку ЛПХ.
Раньше, в советский период, было постановление Совета Министров Калмыцкой АССР по норме поголовья для личных подсобных хозяйств – две головы взрослого КРС, две головы молодняка, два теленка и 20 голов овец. Так же и чабаны держали. Руководство совхозов помогало ветеранам, корма завозили. Я как директор совхоза был обязан помочь. Профком составлял список, кому надо, мы всегда довозили и сено, и корма.
Сейчас этого нет. Наши сельчане, у кого есть возможность, держат «нехилое» поголовье, будем так говорить. Посбивали пастбища вокруг сел, такая проблема есть. Другая часть сельского населения, наверное, тоже хотела бы держать скот во дворах, но нет государственной поддержки.
Не надо забывать, что в селе в основном живут старики, учителя, врачи, которым надо помогать. С дальнейшим учетом надо довести какой-то норматив, чтобы не так варварски использовать земли вокруг села. Что-то надо делать.
В нашей республике 42 % всего поголовья – это ЛПХ. Они работают, выполняют программу продовольственной безопасности страны, ну и, вообще, это имеет большое социальное значение.
Мы помогаем сельхозорганизациям, крестьянам, а ЛПХ почему не помогаем? Они ведь тоже содержат поголовье, так же страдают, как и фермеры. Мы пришли к тому, что в следующем году должны получать субсидии на ЛПХ. Это будет хорошее подспорье. Но до этого надо, конечно, ставить это поголовье на учет. Я разговаривал с главами СМО, руководителями районов, они записывают наличие поголовья в ЛПХ со слов хозяев, а как такового учета нет. Сейчас ведь без санкции прокурора и во двор не впустят. На сегодняшний день если мы и имеем какие-то сведения по поголовью, то только от ветеринаров. Но ведь понятно, что не все обрабатывают скот. Только когда происходит вспышка заразной болезни, мы начинаем искать, откуда поголовье. Привез откуда-то со стороны, ветеринаров не поставил в известность – такого не должно быть. Все должно быть чисто, чтобы у нас было здоровое поголовье.
– Во время съезда наверняка были созвучные с нашими вопросы и выступления депутатов из других регионов?
– Звучали вопросы по засухе, которая коснулась не только нашей республики. Например, Дагестан хотел бы получить субсидии, но не получил, потому что вовремя не объявили ЧС.
Руководство нашей республики объявило чрезвычайную ситуацию вовремя. Первый транш субсидий, 560 млн рублей, мы уже получили. Но освоили не на 100%. А произошло это из-за того, что некоторые фермеры, ранее заявившие на получение субсидий, стали отказываться, чтобы избежать проверок и ответственности. Из заявленных 1400 только чуть больше 1100 получили федеральные деньги. Но что поделаешь, если государство деньги дает, то за них надо отвечать.
Я знаю, республике обещают в ближайшее время еще один транш по линии Минсельхоза России, надеюсь, мы максимально его освоим.