Уже больше года мы живем в непростой эпидемиологической ситуации, и все же не только решаем необходимые вопросы, но продолжаем активно творить – искусство и люди искусства не «потерялись» в это время. В период пандемии очень трудно приходится актерам, чье творчество питается живой энергией зрительного зала, пульсирует в такт с его дыханием. В том числе и поэтому калмыцкие театры, «пробивая» все санитарные правила и преграды, с ограничениями, но играют.
Эту живую ликующую радость общения с залом мы вновь ощутили во время спектакля «Ханума», который на сцене Калмыцкого государственного драматического театра им. Б. Басангова играл Республиканский Русский театр драмы и комедии. Играл задорно и с любовью 88-й раз постановку режиссера Владимира Бородина 2008 года.
Кстати, спектакль на сцене почти 30 лет. Знаменитую «Хануму», поставленную в 1972 году в Ленинграде режиссером Георгием Товстоноговым, играли триста раз. Сняли вовсе не потому, что «Ханума» перестала пользоваться успехом у зрителя. Ушли, состарились актеры, блиставшие в ролях этого спектакля. Пришедшие им на замену артисты не смогли создать такие же полнокровные образы. К счастью, спектакль записали на телевидении, и современные зрители могут видеть игру актеров советской классики, ведь «Ханума» с легкой руки Товстоногова вошла в репертуары многих театров.
У нас в Калмыкии есть своя прекрасная «Ханума», которая обновлялась игрой актеров, пришедших на смену старшим. Сюжет сватовства, страданий молодых влюбленных и одураченных старых ловеласов, счастливого разрешения вечен, меняются только словарный запас и костюмы. Поэтому и «Ханума» вечна, как «Женитьба» Гоголя, «Случай, достойный удивления» Баатра Басангова и другие.
Этим апрельским вечером в выходе на поклон актеров и в овациях зрителей слышалась нота легкой грусти – скоро закрытие театрального сезона. Но блистательную игру народных актеров Калмыкии Александра Щеглова, Юрия Ильянова, Татьяны Михеевой, Виктора Хаптаханова, заслуженных артистов Калмыкии Владимира Маркина, Санала Церенова и всех участников спектакля мы увидим не раз в новом сезоне
В постановке «Ханумы» мы увидели и двух заслуженных артисток Калмыкии, замечательно, в четыре руки, сыгравших дуэт в «Хануме» – Юлию Клейнер (сваха Ханума) и Наталью Ежкову (сваха Кабато). Их интригующее соперничество (было даже фехтование зонтами) держало в тонусе не только зрителей, но и партнеров по сцене.
«Степные вести» поздравили актрис с высоким званием заслуженных артисток Калмыкии, которого обе были удостоены в Международный день театра. И в театральной службе Клейнер и Ежкова идут рука об руку. Закончив в 2010 году Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, они уже двадцать лет играют на сцене Республиканского Русского театра драмы и комедии. Преподают в Колледже искусств им П. Чонкушова и уже довели до третьего курса студентов актерского отделения, которых набирали специально для русского театра. А когда-то они сами учились здесь у народного артиста Калмыкии Александра Щеглова.
Со слов благодарности учителю начала свой рассказ для «Степных новостей» Наталья Медведева (Ежкова):
– Наш сэнсэй мы его называли и с первого курса все были в него влюблены. Великая честь и счастье быть с ним на одной сцене. Он нас всегда хвалит, поддерживает и, надеемся, немного нами гордится.
А в театре я начинала, как и многие актеры, с детских постановок. Моя дорога в актерство началась со спектакля «Кошкин дом», где я играла Кошку. Детские спектакли, утренники дают будущему актеру большую хорошую школу работы со зрителем, с партнерами, чувство сцены. Еще в числе моих первых значительных ролей были образы Финеи в спектакле «Дурочка» Лопе де Веги, Дашки в «Очень простой истории», Марины в «Тартюфе» Мольера. Любимыми стали роли госпожи Легран в «Пощечине» и Тельбы в «Утренней фее» в постановке Елены Хаптахановой. Если говорить об амплуа актера, то именно в этой роли поняла, что я – острохарактерная актриса. Это ближе к моей энергии. Следующая роль, Тельба в «Утренней фее», противоположная по энергии, но тоже мне была интересна.
И вот недавно появилась новая интересная роль в спектакле «Наташина мечта» по пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович. В постановке Марины Кикеевой мы играем с Ладой Зубковой. Здесь интересен и опыт работы с подругой, которая теперь мой режиссер. Очень интересный жизненный опыт для актрисы. Сейчас мы, конечно, в ожидании премьеры, которая состоится 18 апреля. Ждем зрителей.
Разговор с Юлией Клейнер мы начали с вопроса «Каково быть Ханумой?» и получили честный ответ:
– Не знаю еще, какая я Ханума. Я в поиске своей Ханумы. Хотя играла ее девять лет назад, когда первая исполнительница образа в нашем театре Людмила Мансурова на время уезжала из Элисты. Играла эту роль Елена Судакова. И вот я вновь играю Хануму (мы заверили актрису, что она уже обрисовала свой образ Ханумы – царственной в силу своей власти над людьми и немного ироничной к происходящему и даже к себе). Хотелось бы большой свободы и легкости в этой роли, но это придет после многих спектаклей. И эта роль мне дорога, потому что мы играем в дуэте с Натальей Ежковой. Давно хотела сыграть с ней. Это было замечательно. Мы и служить пришли в театр в одно время.
Я начинала с эпизодических ролей. Но в каких спектаклях, и кто мне партнировал! Мировая классика «Осенняя соната» Бергмана – в роли дочери, прикованной к инвалидной коляске. Она была без слов, но зритель видел мою реакцию на происходящее, боль и смятение. Я была на сцене с Александром Щегловым, Татьяной Михеевой и Еленой Судаковой. Покойный ныне Владимир Иванович Карабаш не только играл, но и был режиссером, который довел спектакль до сцены. Я смотрела на них с восхищением и жила на сцене…
Очень сложна и интересна для меня роль «Странницы» в постановке Елены Хаптахановой «Утренняя фея». Это образ бесстрастной, царственно холодной Странницы. Но зритель должен почувствовать, что это холод сгоревшего огня. Как показать историю жизни Странницы, не рассказывая об этом зрителю буквально? С Еленой Анатольевной очень долго работали над этим образом. 16 апреля играем этот спектакль в Махачкале, у нас обменные гастроли с Лакским государственным музыкально-драматическим театром им. Э. Капиева. Как примут мою Странницу и постановку, расскажем после гастролей.
Мы, конечно, пожелали актерам счастливой дороги. И хотим отметить, что участники поэтических вечеров знают Юлию Бодрову (Клейнер) и как педагога, и как великолепного чтеца больших драматических материалов – «Реквиема» Роберта Рождественского, «Баллады о чудном мгновении» Павла Антокольского, в которой рассказана вся драма жизни Анны Керн после Пушкина. Возможно, актриса вырастет до постановки поэтической драмы? Кто знает. Все еще впереди.
Фото из открытых источников