Журналист РЕН ТВ Олег Шишкин рассказал «Степным вестям» о загадках нашей истории
Несколько дней назад в Калмыкии побывал писатель, драматург, сценарист Олег Шишкин. Телезрителям он больше известен как автор и ведущий программы «Загадки человечества с Олегом Шишкиным» канала РЕН ТВ. Мы встретились с нашим гостем в понедельник, и за чашечкой чая он эксклюзивно рассказал «Степным вестям», что привело его в республику на этот раз.
– Олег Анатольевич, наверняка к нам вас привела очередная загадка в истории человечества. Интересно, какая.
– Я бывал в Калмыкии еще в 90-е годы, в том числе с группой тибетских монахов. К сожалению, не помню их имена. Были тогда в Яшкуле и Лагани. А везли сюда ритуальные колокольчики – тогда в Калмыкии практически ничего такого не было, да и хурулов тоже. Была очень эмоциональная атмосфера, когда мы приезжали куда-то. Помню, иду с монахами, и вдруг бегут бабушки с внуками и начинают бросаться на колени. Я прямо вздрагивал. Ездили в совершенно далекие места, были на берегу Каспия, которым остался безумно очарован. Очарован этой великой степной территорией.
И вчера вечером, когда стоял на Маныче, смотрел на закат с его бесподобными красками, впервые испытал ощущение неба, похожего на линзу. У меня впервые такое ощущение было. Нигде такого нет. Калмыкия – некая большая эпическая территория. А большие территории рождают идеи. Это закон. Конечно, республика очень сильно изменилась, изменились многие вещи, появились новые хурулы. Присутствует ощущение значительного преображения, и оно очень важно. Потому что у любого народа есть связь с прошлым, традиции, и я думаю, это всегда залог долгого, многовекового будущего развития. Оно же связано не только с прошлым, но еще и с будущим. И это очень важный момент.
А сейчас занимаюсь поисковой деятельностью. Меня интересуют моменты, связанные с событиями вековой давности, 20-30-х годов прошлого столетия. В частности, очень таинственная фигура Овше Мучкиновича Норзунова.
– Чем же он вас так заинтересовал? Нам он известен как исследователь, который с риском для жизни разделил с этнографом Гомбожабом Цыбиковым славу первого фотографа Лхасы и Центрального Тибета. Фотографирование этих мест тогда было под большим запретом, но, к счастью, их работы позже были опубликованы в известных мировых изданиях того времени.
– Норзунов – человек, явно связанный с историей Центральной Азии, с авантюрной ее частью, почти как граф Монте-Кристо. Он же путешествовал в качестве буддиста-паломника, но у него была фотокамера. Между прочим, это были первые немецкие (или французские) камеры, которые складывались как лист бумаги. И, надо сказать, качество снимков было очень высокое. Даже более высокое, чем у Цыбикова. Все снимки не только технически очень хорошие, они и сделаны, с точки зрения композиции, достаточно эффектно. То есть, наверняка, у него было соответствующее образование, где-то он специально учился всему этому. Это очень интересно.
Знаю, что он родился в Большедербетовском улусе в 1874 году. Известно и то, что он принимал участие в создании дацана в Санкт-Петербурге и в какой-то степени ассистировал Агвану Доржиеву. Вот и все. То есть совершенно небольшой набор знаний о нем. Я не видел анкет, а отталкиваться, конечно, надо от документов. И хочется все же такую анкету увидеть. Уверен, где-то она есть – пусть самая банальная, дореволюционная. Ее нужно найти, чтобы можно было полноценно ответить на мои вопросы.
Но сначала нужно идентифицировать самого Норзунова. Смотрел несколько фотографий с его изображением, которые встречаются в интернете. Это его портрет начала века, но он оттисковый, грубо говоря, рисунок. Есть графические оттиски, что, по сути, тоже рисунок. А по рисунку нельзя идентифицировать человека, ну или можно, но очень условно. Условный вариант не устраивает, нужен точный. Поэтому хочется найти исходную фотографию, понять, что же тогда происходило, что это был за человек и как мы можем восстановить отдельные кусочки его биографии.
Вот мне тут говорят: «У нас, калмыков, все только в виде легенд передается». Я отвечаю: «Мы все-таки жили в советской стране, где, вообще-то, бумажка была просто неизбежна. Где-то анкеты заполнял, паспорт получал, справки. И это неуничтожимо. Никакая война это не уничтожит. Бюрократическая машина была настолько мощной и в Российской империи, и в Советском Союзе, она много чего сохранила. Вот и по Норзунову документы где-то есть, и я хочу найти их. И когда мы это сделаем, увидим полноценную, полнокровную историю, важные моменты истории Калмыкии, России и Центральной Азии, что само по себе уже имеет отношение к мировой истории.
– Какие-то факты уже добыли, получилось что-то узнать? Были в архиве?
– В архиве успел сделать заказ и, может быть, уже завтра что-то увижу. Хотя завтра я уже и улечу. Может, сделаю какие-нибудь заказы еще дополнительно. Вот вы спрашиваете меня, а я ведь еще в начале пути. Документальная часть должна быть очень настоящая.
– А давайте мы пока расскажем нашим читателям о ваших прежних работах. Я знаю, у вас есть фильм о Гималаях.
– Это книга «Битва за Гималаи», которая посвящена несколько авантюрной части истории рериховской экспедиции и тому, как она была связана с необычными исследованиями, проходившими в Москве в 20-30-е годы прошлого столетия. В каком-то смысле книга, над которой работаю сейчас, является ее продолжением. Думаю, она будет очень интересна, неожиданна и наполнена самыми разнообразными сенсациями, и сенсации будут настоящими. Поэтому хочется, чтобы документальная опора была максимально «железной».
К слову, я совершил несколько собственных экспедиций – прямо перед самой пандемией был на севере Пакистана, на Дороге священных камней буддизма. Она же тянется вдоль Инда и потом уходит чуть-чуть к границе Китая. Вот там есть эти священные камни. И когда путешествуешь по этим местам, видишь просто какие-то совершенно необычные вещи. К слову, это ведь еще и путь миграции народов в очень древние времена. Тогда же был на севере и в центральной части Монголии, в монастыре Эрдэни-Дзу, ходил вокруг озера Хубсугул.
– А еще у вас недавно вышла книга о Григории Распутине.
– Об убийстве Распутина, в 2019 году. Это первая книга, написанная по материалам реального дела об убийстве Распутина. Все остальное писалось на воспоминаниях одного из участников события. Распутин, конечно, был фигурой легендарной. Кстати, и он был другом врача тибетской медицины Петра Бадмаева. Злой на язык Юсупов писал: «Они окормили тибетскими травами царя, и царь потерял реальность».
Смотрите, ситуация с убийством выглядит несколько сложновато. Вот это дело было составлено специально для царя, чтобы он вынес «нужное» решение. В обществе существовало лобби, которое хотело спустить дело на тормозах. И поэтому в министерстве юстиции составили его укороченный вариант. Но я нашел и большое дело. Где оно находится – не скажу, но оно содержит тоже практически те же самые документы.
Думаю, была чья-то заинтересованность в том, чтобы спрятать правду. На самом деле все выглядело очень просто. Убийство было похоже на разборки из бандитских 90-х, когда в машине подъезжает человек с шофером, выходит, стреляет, уезжает – все. Все должно было произойти в течение минуты, а потом тело Распутина планировали перевезти на другое место. Но, как в хорошем детективе, что-то пошло не так. Мне удалось найти то, что тогда не нашло следствие, – автомобиль, на котором увозили Распутина. Не буду раскрывать тайну, просто покажу вам фото автомобиля и место убийства, которое, кстати, находится рядом с юсуповским дворцом. А ведь следствие считало, что Распутина вывезли на грузовике. Им в голову не приходило, что это был фургон, тем более такой комфортабельный. И принадлежал он тестю Юсупова – великому князю Александру Михайловичу.
Смотрите, а вот английский госпиталь, он, по сути, и был штабом убийства Распутина. Я уверен, это была английская операция. А вот эту женщину я знал. Представляете? Это Ольга Николаевна, дочь жены великого князя Павла Александровича. Он же отец Дмитрия Павловича, который принимал участие в убийстве. Ольгу Николаевну я встретил в Париже в 1999 или 2000 году. Тогда ей было уже за сто, а на фото всего 14 или 15. Вы можете представить, о чем мы говорили? О последних балах в Зимнем дворце. И тогда же она показала фотографии Распутина, сделанные на берегу Тобола. Причем, качество снимков такое высокое, как будто их сделали пять минут назад. Сейчас это кажется невероятным. А снимали на камеру Коdak. Когда-то царь раздал десять таких камер своим детям и ближнему окружению. В том числе фрейлине императрицы Анне Вырубовой.
– Насколько, на ваш взгляд, фильм о Распутине, вышедший на одном из федеральных телеканалов, соответствует действительности?
– Я считаю, совсем не соответствует. Вся правда в моей книге.
– А о Норзунове будет книга или фильм?
– К сожалению, сейчас не знаю некоторых деталей. Как только получу какие-нибудь фотографии или документы, сразу пойму как все выстроить. Тогда пасьянс сойдется, понимаете? А пока я немножко загадками говорю.
Для России было очень важно во взаимоотношениях с Великобританией и Китаем заявлять о своем присутствии в Тибете. Это был практически момент государственной чести. И экспедиция, в которой принимали участие Цыбиков и Норзунов, и ряд многих других событий были связаны с очень важным присутствием России в Тибете.
– Олег Анатольевич, над чем еще работаете сейчас? Поделитесь своими планами.
– Не буду пока говорить, сохраню в тайне. Но, надеюсь, это будет очень интересно. Особенно то, что связано с исследованием жизни исторических персон. А уже завтра в Москве, во МХАТе им. Горького, у меня и Захара Прилепина состоится общая презентация. Он будет говорить о своих книгах, я о своих. Кстати, там очень хорошая площадка, и она не только театральная.
А еще смотрите программу «Загадки человечества». Она выходит в эфир каждый день, кроме субботы и воскресенья. В основном в дневное время, но в среду и четверг – вечером. Большую часть сюжетов предлагаю я, иногда используются и мои книги, ведь в них много чего интересного для историков. У нас очень большая аудитория, около восьми миллионов человек, от Калининграда до Владивостока. Думаю, мы будем дальше развиваться, усложняться, учитывать приоритеты аудитории.
– То есть вы нам обещаете, что будут новые интересные вещи?
– Сто процентов! Еще более драматические сюжеты и невероятные загадки человечества.
– Олег Анатольевич, большое спасибо за интереснейшую беседу. Будем очень рады вашим новым открытиям, книгам и передачам.
Фото: Николай Бошев