В день рождения Его Святейшества Далай-ламы XIV, лауреата Нобелевской премии мира, философа и практикующего монаха, многие обращаются к чтению его книг.
В них он пишет не только о буддизме, но делится опытом человека, пережившего большие жизненные трудности, благодаря работе над собой встретившего трудности в полной готовности сил – умственных, физических и душевных. С душевным теплом общаясь с разными людьми, анализируя как политолог мировые проблемы, он сделал трезвый горький вывод: «Большая часть несчастий, достающихся нам, людям, создана нами самими».
Сейчас, в связи с эпидемией, это звучит очень актуально. Мы загрязнили планету – землю, воду, почву, мы живем в горах мусора, мы погибаем от загрязненного нами воздуха. Но осознаем ли мы до конца гибельность ситуации? Наверное, нет, и поэтому заключительная глава его книги «Этика для нового тысячелетия», изданной в 2001 году, так и называется: «Мольба». Отрывки из нее мы публикуем в день его рождения.
– Как быстро протекает жизнь, и как скоро мы доживем до наших последних дней. Меньше чем через пятьдесят лет и я, Тензин Гьяцо, буддийский монах, стану всего лишь воспоминанием… Ход времени не остановить. Когда мы ошибаемся, мы не можем перевести часы назад и сделать новую попытку. Все, что нам доступно, – использовать должным образом настоящее. Поэтому, когда приходят наши последние дни и мы, оглядываясь назад, видим, что прожили полную продуктивную и наполненную смыслом жизнь, то это нас в какой-то мере утешает. Если мы видим в прошлом другое – нам может стать очень грустно.
– Лучший способ избежать сожалений перед смертью – постараться в настоящий момент помнить об ответственности и взращивать сострадание к другим.
– Мы можем обойтись без всего остального – без религии, идеологии, приобретенных знаний. Но мы не можем обойтись без любви и сострадания. Вот это и есть моя подлинная религия, моя простая вера… В этом смысле нет нужды в храмах или церквях, в мечетях или синагогах, нет нужды в сложной философии, доктринах или догмах. Наше собственное сердце, наш собственный ум и есть храм. А доктрина – это сострадание. Любовь к другим и уважение к их правам и достоинству, вне зависимости от того, кто они… И пока в нас есть сострадание и пока мы регулируем свои поступки, руководствуясь ответственностью, мы, без сомнения, будем счастливы. Так почему же, если так просто стать счастливым, нам кажется это таким трудным? К несчастью, хотя большинство из нас считают себя сострадательными, мы, тем не менее, склонны игнорировать эти простые, здравые истины. Мы не удосуживаемся сдерживать свои отрицательные мысли и эмоции… Когда мы сосредоточены на материальном, главное остается скрытым от нас. Конечно, если бы мы могли быть счастливы, живя именно светской жизнью, то вполне резонно было бы так и жить. Но ведь мы не можем. В лучшем случае мы будем идти через жизнь без особых забот. Но когда, как тому и должно быть, нас настигнут разные трудности, мы окажемся не готовыми к ним. И обнаружим, что не в состоянии совладать с ними. Тогда нас охватит отчаяние и горе. Поэтом я, сложив ладони, молю тебя, читатель, сделать все, чтобы остаток жизни прожить как можно более осмысленно. Откажись от зависти, оставь желание торжествовать над другими. Вместо того постарайся принести им пользу. Если ты станешь поступать так, будучи добрым, храбрым и уверенным, приветствуя других улыбкой, ты наверняка быстро встретишься с удачей. Будь прям. Старайся хранить непредвзятость. Обращайся с каждым так, словно он твой близкий друг. Я говорю об этом не как Далай-лама и не как некто, обладающий особой силой или даром. У меня ничего этого нет. Я говорю как простой человек, такой же, как и ты сам, – который желает быть счастливым и не хочет страдать.
Фото: Николай БОШЕВ