Телефон и интернет остаются основными каналами атак со стороны мошенников. Как показывает практика, злоумышленники следят за общественно-политическими тенденциями и в зависимости от них меняют свои схемы. О самых распространенных из них и способах защиты от мошенников рассказал “Степным вестям” замуправляющего Отделением – Национальным банком по Калмыкии Александр Алексеев:
– В последнее время аферисты пользуются интересом граждан к теме инвестирования. Активно зазывают на свои мошеннические ресурсы через рекламу, в том числе у блогеров, пишут людям в соцсетях, узнают их контакты и затем звонят с обещаниями баснословных доходов. Всего-то, как говорят они, нужно зарегистрироваться на сайте «инвестиционной платформы» и внести деньги на «инвестиционный счет». Чтобы усыпить бдительность жертвы, мошенники имитируют биржевую торговлю, «инвестор» видит, что доходность якобы растет и переводит аферистам все более крупные суммы, зачастую взятые в кредит. Итог такой схемы обычно один: «инвестиционная платформа» внезапно становится недоступной, возникают проблемы с выводом денег, менеджеры не отвечают или блокируют все контакты, и «инвесторы» лишаются всех своих вложений.
Поэтому если вы видите в интернете рекламу или сообщения от незнакомцев в соцсетях с гарантией высоких доходов за короткий срок, насторожитесь и не доверяйте – скорее всего это мошенники.
С недавних пор мошенники стали использовать в своих целях отключение России от системы свифт. Они звонили и запугивали людей, что те могут потерять все свои средства на счетах из-за отключения от международной системы, поэтому нужно успеть перевести свои сбережения на якобы безопасный счет.
Разумеется, никаких особых защищенных или «специальных» счетов для перевода средств не существует. Если клиент банка доверится мошенникам и выполнит их инструкции, то просто лишится своих денег. Подчеркну, что средства всех клиентов в российских банках сохранены и всегда будут доступны.
По-прежнему популярна двухэтапная схема мошенничества, цель которой – убедить жертву оформить кредит, а потом перевести эти деньги на счета мошенников.
На первом этапе человеку звонит лжесотрудник бюро кредитных историй и утверждает, что мошенники пытаются оформить кредит на него или на его близких. Затем в сценарий обмана включается сообщник мошенника. Он представляется сотрудником службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России и подтверждает, что на имя собеседника или его родных в данный момент кто-то оформляет кредит. Чтобы остановить злоумышленника и вычислить его, необходимо как можно скорее оформить кредит онлайн или в офисе банка, причем ровно на ту же сумму. Для большей убедительности злоумышленник просит никому не сообщать о происходящем, так как проводится «секретная спецоперация» по поимке мошенника.
В завершении схемы преступники просят перечислить кредитные деньги на «спецсчет». Причем сделать это нужно через банкомат или терминал, а за одну операцию вносить не более 15 тысяч рублей. На этом мошенники настаивают специально, чтобы обойти проверки банков. Бывает, что злоумышленникам удается в течение 3-5 дней убедить жертву оформить несколько кредитов в разных банках, обналичить деньги и через банкомат внести на мошеннические счета.
Часто мошенники активизируются параллельно с введением мер поддержки. Предлагают соцвыплаты, реструктуризацию кредитов, списание задолженностей, компенсации и прочие услуги от имени официальных ведомств, сайта госуслуг. Каждое такое сообщение нужно ставить под сомнение и перепроверять информацию в официальных источниках.
– Недавно появилась новость, что Центробанк для борьбы с мошенничеством рекомендовал банкам оперативно приостанавливать операции дропперов – тех, кто использует дистанционные каналы для вывода и снятия с чужих счетов похищенных денег.
– Банк России ведет базу данных дропперов. Она формируется на основе жалоб людей, которые сообщают своим банкам о незаконных операциях. И если по картам и счетам тех, кто есть в этой базе, банки зафиксируют нетипичные операции, мы рекомендуем приостанавливать дистанционный доступ к управлению счетом (карты, мобильный и интернет-банкинг). Это усложнит злоумышленникам вывод денег и повысит вероятность возврата их законному владельцу. При этом банк должен уведомлять клиента о приостановке, указав причину. Возобновить дистанционный доступ возможно будет только после личного обращения в банк. Подчеркну, что добросовестным владельцам счетов не нужно опасаться блокировок – для них все операции доступны.
– Вы уже упомянули, что аферисты звонят людям и представляются сотрудниками госструктур – МВД, ФСБ или Банка России, чтобы вызвать доверие и выманить деньги. Как понять, что это звонят мошенники?
– Если вам звонят и представляются сотрудниками силовых структур или Банка России и при этом начинают разговор о ваших деньгах, сразу прерывайте беседу. В случае сомнений самостоятельно позвоните в свой банк по телефону, указанному на обратной стороне карты или на официальном сайте. Номер лучше набирать вручную. Помните, что Центральный банк никогда не обзванивает граждан и не рассылает им письма.
– Вы назвали уже несколько возможных сценариев обмана. К чему еще следует быть готовым?
– Из-за санкций мобильные приложения некоторых банков исчезли из официальных магазинов, и мошенники тут же взяли это на вооружение. Они разрабатывают фейковые приложения, которые выглядят как настоящие, но на самом деле при скачивании дают доступ к персональным данным жертвы, его онлайн- или мобильному банку. Эти программы могут содержать вирусы, с помощью которых злоумышленники взломают другие приложения банков на устройстве пользователя.
Официальные магазины приложений не всегда вовремя успевают отследить появление таких опасных подделок и удалять их. А мошенники используют все возможные способы их распространения: соцсети, мессенджеры, электронную почту. На сайтах объявлений сейчас множатся сообщения о продаже смартфонов с установленными банковскими приложениями, но они тоже могут оказаться мошенническими.
Имейте в виду, если вы сами установите поддельное приложение на свое устройство, и в результате этого преступники спишут деньги с ваших счетов или возьмут кредит на ваше имя, банки не вернут украденное и не аннулируют кредитные договоры. Ведь клиент сам установил мошенническую программу и тем самым предоставил аферистам доступ к секретным данным.
– Что же делать, если официальное приложение банка исчезло из магазина приложений?
– Уже установленное приложение не удаляйте и просто продолжайте пользоваться им как обычно. Если банк попал под санкции, ограничения коснутся только международных переводов.
Если же приложения и вовсе нет или оно перестало работать, используйте онлайн-банк. Введите в браузере официальный интернет-адрес банка и авторизуйтесь в личном кабинете. Обязательно проверьте написание сайта в адресной строке браузера, чтобы не зайти на поддельную страницу, и никогда не скачивайте программы из неизвестных источников.
Фото: сайт russian.rt.com