В комитете Государственной Думы РФ по энергетике состоялся круглый стол «Формирование топливно-энергетических балансов России и регионов: проблемы и пути решения».
Зачем регионам ТЭБы
Тема формирования ТЭБ крайне сложна и актуальна. Невозможно планировать социально-экономическое развитие субъекта РФ, не понимая, есть ли для этого энергетическая база, сколько через 10 лет будет стоить топливо, используемое для нужд региона, какое производство лучше развивать при той или иной цене на энергоресурсы, на какие энергоисточники лучше делать ставку и т.д. Отсутствие топливно-энергетических балансов отпугивает энергокомпании, поскольку трудно инвестировать в регион, не имея ясной информации о перспективах его развития.
Сбалансировать социально-экономическое развитие с достаточной энергообеспеченностью – непростая задача. Формирование современных энергобалансов заставило энергетиков и профильных специалистов обратиться к советскому опыту, изучить старые методики и нормативные документы.
Анализ показал, что «разработка прогнозных ТЭБов может стать инструментом, позволяющим ликвидировать инфраструктурные ограничения, сократить уровень межрегиональной дифференциации в социально-экономическом страны», – подчеркнул заместитель директора департамента нефтегазового комплекса Минэнерго РФ Артём Верхов.
Необходимость заняться балансами возникла в связи с поручением президента РФ до 2030 года провести газификацию всех российских регионов. После введения антироссийских санкций и обвального сокращения поставок «голубого топлива» на европейский рынок, в России высвободились огромные объемы газа, которые можно и нужно направить на благо собственной стране и людям.
Одновременно появилась потребность просчитать, в какую сумму и в каких местах необъятной России обойдется эта реализация программы всеобъемлющей газификации, и как она отразится на социально-экономическом здоровье регионов.
Больше года назад в правительстве РФ были приняты нормативно-правовые акты, разработаны методики расчетов ТЭБ.
Почему не удались прогнозы
Как сообщил председатель комитета ГД по энергетике Павел Завальный, к 1 октября каждый регион в рамках своих полномочий подготовил по два энергобаланса: за прошедший год (фактический) и на перспективу до 2030 года (целевой прогнозный).
Блин вышел комом: ни один, ни другой баланс не отражали реальной картины в регионе. Особенно неудачными оказались прогнозные балансы, хотя образец их разработки представлен на сайте Минэнерго.
Главной причиной неудач стали недостаток знаний и квалификации у специалистов, занимавшихся формированием ТЭБ, а также отсутствие правдивой первичной информации, на основе которой и должны делаться расчеты.
Тем не менее государство отказываться от балансов не собирается. Минэнерго ежемесячно проводит по ним семинары для представителей органов исполнительной власти, совместно с Российским энергетическим агентством разрабатывает единые подходы к формированию прогнозных ТЭБ.
Руководитель Дирекции информационного моделирования в ТЭК Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго РФ Елена Базылева рассказала, что для упрощения работы регионов и поддержания информации в актуальном состоянии Минэнерго России совместно с РЭА создало автоматизированный калькулятор по формированию прогнозного ТЭБ для субъектов РФ с учетом межтопливной конкуренции. С его помощью можно провести анализ внесенных данных и получить рекомендации о целесообразности или нецелесообразности перевода тех или иных потребителей на альтернативные виды топлива.
Калькулятор представлен в открытом доступе на сайте Минэнерго России, доступен для использования регионами.
Как уже отмечалось, для составления прогнозного баланса главное – получить достоверную информацию от потребителей энергоресурсов. Однако зачастую потребители (прежде всего, юридические лица) ее скрывают, ссылаясь на коммерческую тайну. Получить доступ к статистическим данным тоже невозможно из-за их секретности.
Как быть?
Участники «круглого стола» предложили на законодательном уровне обязать юрлица предоставлять информацию, требуемую для составления балансов и прописать меры ответственности за отказ. Дело, в конце концов, касается благополучия страны, особенно если учесть, что общая Стратегия развития России опирается на региональные ТЭБ.
По мнению первого заместителя генерального директора ПАО «РусГидро» Романа Бердникова, топливно-энергетические балансы регионами должны составляться на 10 лет вперед (пока сроки не установлены), чтобы за это время энергетики успевали построить необходимые для субъекта РФ энергообъекты. Причем документы планирования должны быть жесткими и обязательными к исполнению.
Начальник управления перспективного развития и теплового бизнеса ПАО «Газпром энергохолдинг» Аркадий Хараим привел ряд примеров, демонстрирующих, насколько много парадоксов существует в энергетике. Эти парадоксы региональные власти должны учитывать при составлении энергобалансов, ведь, рассчитывая на одно, можно получить совершенно обратный результат.
П. Завальный согласился, что энергетика умеет преподносить сюрпризы, поэтому при разработке таких ответственных документов, как ТЭБ, должен осуществляться комплексный подход.
«Для регионов важно не только понять, как эффективно использовать энергоресурсы, но и откуда их брать? – заметила, в свою очередь, директор Института перспективных исследований нефти и газа МГУ им. М.В. Ломоносова Антонина Тупакова. – Формируя прогнозный ТЭБ, нужно думать о том, за счет каких источников энергии будет обеспечиваться социально-экономический рост региона через 15-20 лет».
Эксперты: Точки экономического роста будут формироваться на Юге России
Ученые института провели исследования на Юге России – в Крыму, Прикаспийской низменности, Предкавказье – и пришли к выводу, что именно здесь будут формироваться точки экономического роста. А значит, уже сегодня тут необходимо создавать комплексные межотраслевые полигоны по развитию новых технологий и закладывать это в региональных топливно-энергетических балансах.
«Мы сконцентрировались на «Северных потоках», о которых на много лет можно забыть, на Севморпути и Северной Сибири, где нет ни городов, ни людей. А на Юге – громадный потенциал развития, его надо использовать, в том числе опираясь на энергоресурсы, которые здесь есть», – подчеркнула А. Тупакова.
По итогам «круглого стола» были приняты предложения, которые лягут в основу рекомендаций для правительства России и профильных инстанций.