Жильцы аварийных домов в Калмыкии получают квартиры гораздо больших размеров, чем прежние, и совершенно бесплатно
Близится к завершению реализация республиканской адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Республики Калмыкия, из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 гг.». Через месяц будет сдан последний из запланированных программой новостроек – 124-квартирный дом в десятом микрорайоне Элисты, где площадь жилых помещений составляет 5,6 тысяч квадратных метров. В него переедут 340 жителей из девяти аварийных домов (ул. Лермонтова, д.9, Номто Очирова, дома №№14,25 и 27, Сусеева, д.6, Некрасова, дома №№ 33 и 35, Чкалова, д.61а, Геологическая, д.9) с общей площадью жилых помещений 3,5 тысяч кв. метров.
Нетрудно подсчитать, что площадь квартир в новом доме на 2,1 тыс. квадратов или 60% превышает площадь жилых помещений расселяемых домов. Именно на столько, говоря казенным языком, будущие новоселы улучшат свои жилищные условия.
Так, в новый девятиэтажный дом заедут жители пяти общежитий: домов №14, 25 и 27 по улице Номто Очирова и дома № № 33 и 35 по улице Некрасова. Площадь комнат в этих общежитиях не превышает 20 квадратных метров, а самая минимальная площадь комнаты составляет всего 9 жилых квадратов. Здесь нет ни кухонь, ни санузлов (некоторые жители самовольно завели воду в комнаты, но таких единицы), из благоустройства – только электроэнергия. В новом же доме жители этого общежития получат отдельные однокомнатные квартиры площадью более 35м2, где просторная жилая комната, кухня, коридор и санузел. Неплохой, согласитесь, подарок от государства.
Несмотря на такие свалившиеся с неба блага, многие переселенцы, проживающие в аварийных общежитиях и квартирах большими семьями, возмущаются, почему, дескать, предоставляют квартиры равнозначные по количеству принадлежащих им комнат, тогда как им положено жилье с учетом нормативной площади на всех членов семьи. Одно не противоречит другому. Цель программы переселения из аварийного жилья – создание безопасных условий проживания людей, и она в данном случае всецело достигается. При этом право улучшить (расширить) условия проживания у граждан остается: все те, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий, остаются в ней, не исключаются.
И если уж говорить о законе, то он предусматривает финансирование из федерального бюджета только на площадь аварийных домов, но никак не больше. В частности, при строительстве 124-квартирного дома деньги из Фонда софинансирования реформированию ЖКХ выделили на площадь девяти аварийных домов, вышеупомянутые 3,5 тыс. м2, а строится дом площадью 5,6 тыс.м2. Разница в 2,1 тыс. квадратов покрывается за счет дополнительных средств бюджета республики. И это помимо выделяемых из него объемов обязательного софинансирования программы.
Согласно Жилищному кодексу РФ при переселении из аварийного жилья предоставляемое новое жилье должно быть равнозначным по площади, количеству комнат и уровнем благоустроенности. В соответствии с буквой закона власти Калмыкии могли бы для этого сформировать из составов муниципальных жилых фондов группы квартир с подходящими условиями, «метр в метр». Но руководством республики было принято принципиальное решение по участию в федеральной программе на условиях переселения граждан исключительно во вновь построенные квартиры с большей площадью и со всеми видами благоустройства.
Не все, даже финансово более благополучные, чем Калмыкия, регионы позволили себе пойти на такой радикальный шаг. Например, в Волгограде жителей из коммунальных квартир и общежитий квартирного типа переселили не в отдельные квартиры, а опять в коммуналки, но только в новых домах. Люди, конечно, остались разочарованными. Многие роптали: прежнее жилье лучше комнаты в коммуналке – у них там были сделаны пристройка, отдельный вход, отдельный туалет, грядки возле дома и т.д. А им дали комнатушку в 13 метров в коммунальной квартире!
В Ивановской области дела обстоят еще круче – с переселенцев взимается доплата за разницу в квадратных метрах. Подробнее об этом можно узнать из сюжета ГТРК Ивтелерадио «Суд над переселенцами в Шуе» от 26 июля 2017 года (https://ivteleradio.ru/video/2017/07/26/sud_nad_pereselencami_v_shue). Суть истории такова: власти в этом муниципалитете, ссылаясь на закон, предложили собственникам аварийных домов новое жилье с доплатой за «лишние» квадратные метры. У некоторых она достигает полмиллиона рублей. И даже если платить в рассрочку на 5 лет, как предлагают в местной администрации, переселенцам, а это в основном пенсионеры, придется ежемесячно отдавать почти всю свою пенсию. Более 30 семей отказываются переезжать на таких условиях. Вот и стоит дом пустой, хотя уже введен в эксплуатацию.
Власти Шуи подали иск в суд об изъятии старых квартир взамен компенсации. Но размер выплат многих не устраивает. Те же, кто согласен на деньги, не могут их получить. И тоже обратились в суд. Спрашивается: почему нужно было подавать в суд об изъятии квартир с выплатой выкупной стоимости, говоря официальным языком, если до конца не определились, что делать? Между тем времени на решение проблемы – в обрез. Программа по переселению граждан из аварийного жилья должна быть завершена до 1 сентября, а в случае ее невыполнения власти Ивановской области ждут большие неприятности, и одним только штрафом от Фонда реформирования ЖКХ может не обойтись. На кону репутация самого губернатора региона, ведь известно, что выполнение указа Президента РФ № 600 включено в перечень критериев оценки деятельности глав субъектов Федерации.
В этом плане ситуация в Калмыкии выглядит достаточно благополучно. По данным информационной системы «Реформа ЖКХ», согласно оперативной информации о реализации региональных программ переселения граждан из аварийного жилья, по состоянию на 1 июля т.г. выполнения программ свыше 80% от общего объема достигли в 29-ти субъектах РФ. Республика Калмыкия в том числе.
Всего на переселение граждан из аварийного жилья за 2013-2017 годы из консолидированного бюджета республики было направлено 492,4 млн рублей, из них 331,25 млн рублей, или 67,2%, потрачено на дополнительную площадь квартир в новостройках. Так, при строительстве 118-квартирного дома на ул. Калачинская в Элисте превышение предоставляемой площади над расселяемой составило 2,9 тыс.м2, в деньгах – 85,6 млн рублей. В 168-квартирном доме в 10 микрорайоне столицы площадь предоставленного жилья над расселяемым превысила 2 тыс. м2, в деньгах – 43,3 млн, в 144- квартирном – соответственно 4,2 тыс.м2 и 127,3 млн рублей. При строительстве 124- квартирного дома превышение предоставляемой площади над расселяемой, как уже отмечалось выше, составило 2,1 тыс.м2, в деньгах – 77,5 млн рублей.
При строительстве десяти четырехквартирных домов в п. Ики-Бурул превышение предоставляемой площади над расселяемой составило 0,2 тыс.м2, в деньгах – 3,9 миллиона. В п. Яшкуль, где для переселенцев построен один четырехквартирный дом, им досталось 0,03 тыс. «лишних» квадратных метров, что в денежном выражении потянуло на 1,1 млн рублей.
Привести более конкретные примеры? Пожалуйста. Допустим, жильцам двухкомнатной квартиры в доме №8 по улице Номто Очирова взамен жилой площади 21,36 кв.м. была предоставлена двухкомнатная квартира в 168-квартирном доме общей площадью 51,71 кв.м., то есть фактически более чем в два раза превышающая метраж прежнего аварийного жилья. Если было бы так, как практикуется переселение в Ивановской области, тогда собственнику пришлось бы заплатить за дополнительную площадь по цене, установленной контрактом, 654,3 тыс. рублей. Взамен двухкомнатной квартиры в доме №6 по переулку Правды общей площадью 30,92 кв.м. предоставлена двухкомнатная квартира в 144-квартирном доме, в 52,7 кв.м. (допплощадь – 21,78 кв.м.). По опыту Ивановской области собственнику пришлось бы заплатить за нее по цене, установленной контрактом, – 653,7 тыс. рублей. Собственнику двухкомнатной квартиры в доме №122 «а» по улице Хомутникова общей площадью 42,9 кв.м. за полученную им двушку в 118-квартирном доме размером 56,6 кв.м. пришлось бы заплатить за лишние 13,7 кв.м. 410,7 тыс. рублей.
Как видите, элементарный подсчет квадратных метров жилья и бюджетных средств, потраченных на реализацию в Калмыкии федеральной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда, свидетельствует о том, что она обошлась республике весьма дорогой ценой. Но, тем не менее, за нее власти региона не постояли. И самое главное – продолжение следует.
Фото Николая Бошева