В своем первом инвестиционном послании Глава Калмыкии Алексей Орлов определил основные направления и приоритеты инвестиционной политики и ключевые меры по привлечению инвестиций в экономику региона. Говоря о том, какие ресурсы есть для создания в Калмыкии благоприятного бизнес-климата – задачи, стоящей сегодня перед всеми регионами страны, руководитель республики особенно подчеркнул фактор национального менталитета.
«Мы – маленькая республика. Это наше ограничение, но и в некотором роде преимущество. Мы прямо или опосредованно знаем друг друга и можем решать многие вопросы, что называется «в ручном режиме», – отметил Алексей Орлов. В нашем небольшом регионе дистанция между уровнями власти и бизнесом, жителями республики должна быть минимальной, и особенно это касается инвестиций, подчеркнул Глава РК.
Властям и бизнес-сообществу республики еще многому предстоит научиться, чтобы эффективно взаимодействовать друг с другом. И первым шагом на пути к этому стали опробованный в прошлом году в Калмыкии новый формат диалога бизнеса и власти – встречи G2B и первый деловой форум “Территория развития” с участием ведущих специалистов в области госуправления, бизнеса, финансов и маркетинга.
В числе приглашенных экспертов на форуме, а также декабрьского заседания Совета по улучшению инвестиционного климата при Главе РК выступил руководитель Центра территориального маркетинга, член Экспертного совета при Правительстве РФ, преподаватель Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Константин Гаранин. Обладатель обширных знаний в области маркетологии и краудсорсинга, 23 года оттачивавший мастерство в коммерческом маркетинге и имеющий 12-летний опыт работы с территориями (моногорода, курорты, туристские дестинации, субъекты Федерации), сегодня активно сотрудничает с калмыцким правительством, помогая руководству республики выстраивать концепцию территориального маркетинга – инвестиционного развития нашего уникального региона, основанного на туристическом бизнесе.
В интервью “Степным вестям” Константин Гаранин рассказал о своем видении точек роста в Калмыкии.
– Константин Алексеевич, на ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы консолидировать отдельные проекты в сфере туристического бизнеса, чтобы это было единым брендом?
– Есть несколько вещей, которые были верно отмечены на заседании совета по инвестициям. Во-первых, это создание службы “одного окна”, через которую инвестор может заходить на территорию и предприниматель сможет получать поддержку. Сегодня в Калмыкии такой ресурс формируется, и это очень важный фактор.
Второй фактор – это заявление единой стратегии. Когда регион обозначает, куда он двигается, и целенаправленно идет к этому консолидированно из разных направлений – из туризма, экономики и производства. Потому что сегодня конкуренция очень высокая, и региону очень важно на внешнем рынке заявить четко свою позицию, куда он главным образом намерен развиваться. Тогда к этой позиции властей сможет пристроиться малый и средний бизнес региона, а следом подтянется и внешний инвестор, понимающий стратегию региона в сфере инвестиций и с учетом этого желающий в нем развивать свой бизнес.
Безусловно, важно и коммуникацию выстроить – то есть построить информационную стратегию таким образом, чтобы каждый раз одно и то же говорить и показывать, что регион движется в определенном направлении. Без этого сегодня уже нельзя, потому что конкуренция высокая, и коммуникации региона должны достаточно активно бороться за внешние ресурсы.
– А вы лично в каком качестве встроены в будущую стратегическую линию по территориальному развитию Калмыкии? Вы на каких началах здесь работаете? Почему вам интересна наша республика? Насколько мне известно, вы побывали с аналогичными задачами во многих регионах – в частности, приложили руку к проектам маркетингового развития Удмуртии, Сочи, ряда городов Сибири? Калмыцкий стартап вам представляется перспективным?
– Я считаю, что Калмыкия – регион во всех отношениях перспективный и это, безусловно, вдохновляет, заставляет верить в результат. В первую очередь, отрадно то, что к результату развернута власть, она декларирует готовность меняться, делать что-то новое и работать в рамках рынка. Это очень важные факторы. Главное – есть потенциал, который на сегодняшний день полностью еще не реализован. Есть куда расти, и это хорошо.
А в каком качестве я здесь? До этого момента я работал в партнерстве с Министерством экономики и торговли республики как привлеченный эксперт. Сейчас наша задача – привлечь как можно больше других экспертов, заразить их любовью к Калмыкии. То есть, можно сказать, это нетворкинг. Важно передать первичные знания не только по тому, как территория развивается, какой есть опыт вообще на территориях в России, но и включить в команду тех, кто может усилить разные направления. В первую очередь, это то, что касается хорека – гостиничный и ресторанный бизнес, а также спортивная составляющая. Необходимо дотянуть предпринимателей Калмыкии до того уровня, который требуется сегодня и на российском рынке, и на международном.
Что-то, конечно, в республике уже есть и работает. В плане бизнеса Калмыкия – не пустыня: людей, которые разбираются в своем деле, очень много. Это видно. Но есть определенные задачи, которые требуют решения на следующем этапе, например, здесь надо развернуться по сервису, по представлению продукта, по тому, какой продукт нужен, Понятно, что предприниматель, работающий на земле и связанный с бизнесом, зачастую не успевает увидеть, как быстро меняется мир вокруг. И наша задача – образно говоря, притащить этот мир к нему, притащить на данную территорию как можно больше компетенций – людей, уже успешно работающих, практиков, которые реализуют интересный бизнес на других территориях, привлечь их как партнеров, инвесторов, как людей, передающих опыт.
– Локомотивом вы будете?
– Я думаю, что на самом деле локомотивом сейчас является ваш министр экономики и торговли Зоя Санджиева. Для меня, по крайней мерей. Это тот человек, который заряжает меня оптимизмом в моем деле.
Поскольку я являюсь внешним экспертом, я не могу быть локомотивом, могу быть лишь ресурсом, который кто-то должен использовать. Сегодня калмыцкий Минэк в этом заинтересован и активно отзывается на наши предложения. К примеру, мы делали презентационную площадку Калмыкии на Климатическом форуме в Москве в 2017 году. Кстати, площадка была организована абсолютно бесплатно для республики.
Соответственно если эта линия будет дальше продолжена, то я уверен, что большое количество специалистов готовы будут сотрудничать с Калмыкией. Потому что регион, безусловно, интересный.
– В плане условий для ведения бизнеса у нас есть больше плюсов нежели минусов, как считаете?
– Я не вижу больших сложностей, я вижу большой потенциал. Сложности везде есть, и у Калмыкии они нельзя сказать, что большие. Я уверен, что потенциал перевешивает все.
Самый большой подводный камень – это думать, что все происходит очень быстро. То есть когда есть запал на сто метров, а не на километр. Я знаю, что очень многие предприниматели рассчитывают на быстрый эффект, желающие получить результат здесь и сейчас, а если не получили, то в этом кто-то виноват.
На самом деле с территориями бежать приходится долго. В целом это расстояние измеряется десятками лет. За месяц ничего не произойдет, за месяц можно показать первые результаты, но потом на них нужно еще работать и работать.
Безусловно, мы настроены на то, чтобы показать результат быстро. Наши мероприятия – это первые результаты для того, чтобы было вдохновение. То есть когда мы рассказываем московским бизнесменам про Калмыкию, видим с их стороны отклик – сюда уже приходят предприниматели и начинают идти проекты. А вот дальнейшая работа ляжет на предпринимателей здесь. Надо долго, упорно работать. Выстраивать бизнес, сервис, отношения. Без этого ни одна территория не обойдется. Вот это, наверное, главный камень преткновения, который может быть. Не деньги, не капитал.
– А вот такая вещь, как разобщенность бизнес-сообщества, его несистемность – это порок России или чисто калмыцкая черта, о преодолении которой говорил в своем инвестпослании глава республики Алексей Орлов?
– На самом деле мы в России плохо умеем объединяться. Нас объединяет только либо беда, либо общий враг. В силу того, что здесь врага нет, перед нами стоит просто задача и это не беда, а, наоборот, возможность, нам, конечно, трудно объединиться. Поэтому я бы не говорил, что здесь есть какая-то калмыцкая особенность. Это, скорее, в нас аукается советское прошлое, когда мы уповали не на объединение друг с другом, а на то, что нас кто-то сверху объединит.
При этом я вижу у Калмыкии сильную возможность в родственных связях, семейственности – то, что на сегодняшний момент, может быть, играет где-то отрицательную роль. Например, в регионах Кавказа клановость является барьером для развития политических и экономических отношений. Но она же является при правильном развороте и возможностью. Ваша готовность помочь, стремление нации ни в коем случае не потеряться в большом мире – это здорово!
Когда я в первый раз был в Калмыкии, я ехал с топ-менеджером московской компании, у которого все очень хорошо. И когда мы с ним приехали на точку, я вижу, как легко, по-свойски, у него происходит общение с чабаном, который в грязных сапогах и т.д. И насколько ему, московскому успешному калмыку, это близко и понятно.
После этого эпизода мы, собственно говоря, поняли, что надо обращаться к калмыцкой диаспоре – деловым людям, которые живут в Москве, США, Германии и т.д., имеющим корни в Калмыкии. И мы увидели обратную связь, то, что они хотят, готовы сюда приехать и поделиться опытом. Я считаю, что при правильном развитии наличие этого качества человеческих отношений – это, безусловно, мощный инструмент, уникальная возможность, которой во многих регионах просто нет. И этим надо непременно воспользоваться.
– В своем докладе на заседании Совета по инвестициям и сейчас вы подчеркнули, что все проекты, что вами предлагается начинать в Калмыкии, это все делается не быстро. А инструменты для того, чтобы эту концепцию реализовать, не устареют? Потому что в действительности у нас все меняется к лучшему слишком медленно.
– Мы не знаем, что будет с нами через десять лет. Сегодня очень быстро экономика развивается, очень быстро развиваются различные тренды, И, конечно, и Россия, и Калмыкия сильно отстали от многих трендов – это то, что связано с роботизацией, искусственным интеллектом и т.д.
Поэтому мы для Калмыкии берем те тренды, которые только начинают расти. Не, которые отработаны, а те, которые восходят, и мы видим, что эта экономика еще как минимум пять-семь лет будет активно развиваться. Наша задача – подхватить и развивать именно то, что для нас характерно.
Мы не хватаемся за блокчейн, криптовалюты, искусственный интеллект, которые очень трудно приземлить именно на Калмыкию. Может быть, на технологических территориях – Ижевск, Челябинск это возможно. Но в Калмыкии можно приземлить те вещи, которые набирают обороты, привлекательны для людей в интеллектуальном, эмоциональном отношении. Сегодня люди хотят преодолевать – сегодня растет интерес к гонке героев, триатлону и другим экстремальным видам спорта – те же воздушные змеи, кайтинг. То есть то, что является чем-то новым, есть где-то, но не перенесено еще на нашу почву. Вот у таких идей мы видим более длинное будущее, в отличие от старых трендов, которые давно испробованы, изъезжены и на сегодняшний день тяжело поднимаемы. Это может в Калмыкии, в степи легко «сесть». И причем мы говорим про быстрое развитие этих направлений – год-полтора.
Фактически результат уже есть. Его дал тот деловой форум, который прошел осенью, уже начали стартовать проекты, уже есть заинтересованные люди, которые начали заходить сюда со своими проектами. Иногородние бизнесмены ищут здесь поддержку, ищут партнеров, и наша задача – дать местным предпринимателям возможность сотрудничать с этими, так сказать, внешними экономиками.
На этот год мы запланировали старты нескольких проектов – событийно-культурных, спортивно-событийных, а также планируем развивать туристические продукты по локализации производства продуктов питания. Работа по ним продлится, думаю, до конца января. Весной начнем их реализацию, надеюсь, летом уже будут видны определенные результаты. Наша задача – чтобы в конце этой работы в Калмыкии были сформированы новые продукты, которые будут выставлены на экспорт, можно так сказать.
Фото из архива редакции
и пресс-службы Главы Калмыкии