Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, в том числе получателей платных медицинских услуг, возложен на Роспотребнадзор. В соответствие с нормами закона РФ «О защите прав потребителей» каждый получатель тех или иных услуг имеет право на просвещение. В этой связи в региональном надзорном органе ежегодно разрабатывается план основных организационных мероприятий, как для хозяйствующих субъектов, так и для потребителей.

photo_2016-10-06_18-55-20«Степные вести» побывали на одном из недавних заседаний круглого стола по теме «Права потребителей при предоставлении медицинскими организациями платных медицинских услуг» и взяли интервью у организатора – начальника отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по РК Светланы Амхаловой.

– Светлана Владимировна, для чего, с какой целью и как часто вы проводите подобные заседания?

Мы всегда проводим мероприятия, направленные на профилактику и снижение нагрузки на наше население, поскольку сегодняшняя экономическая ситуация нестабильная. Основная цель – недопущение нарушений прав потребителей со стороны хозяйствующих субъектов. И чем грамотнее исполнитель услуги, тем меньше будет вопросов у потребителя.

– А не кажется ли вам, что исполнитель-то грамотен, да просто он делает так, как ему выгодно?

– Знаете, здесь, скорее всего, чисто субъективные факторы, отношение к своим должностным обязанностям лиц, которые непосредственно связаны с предоставлением платной медицинской услуги.

– Почему в наших ЛПУ нет специальных кабинетов, где пациент по желанию мог бы получить платные услуги? Они предоставляются в большом количестве по предварительной записи, но в том же месте, что и бесплатная медпомощь. Получается, деньги берут, но ничего специально организовывать не хотят?

– Все эти моменты урегулированы правилами предоставления платных медуслуг, которые утверждены Правительством РФ. В них прописано, что режим работы врачей и график предоставления платных медуслуг ни в коем случае не должны быть в ущерб photo_2016-10-06_18-54-42потребителю. Мы вскрываем подобные нарушения в ходе плановых мероприятий или по жалобам граждан, а они действительно имеют место быть. Почасовая нагрузка на врачей определяется самим лечебным учреждением, руководить этим процессом мы не можем, но при этом можем потребовать соблюдать законодательство, т. е. они должны составить такой график предоставления платной медуслуги, чтобы это не шло в ущерб бесплатной медпомощи.

– Из собственного опыта знаю, что, к примеру, в горполиклинике бесплатное УЗИ нужно ждать по записи больше месяца, а за оплату делают на следующий день. Причем стоишь в той же общей очереди вместе с теми, кто хочет это бесплатно. Почему?

– Это проблема всех бюджетных учреждений, потому что законом не запрещено, и в соответствии с уставом оно имеет право предоставлять платные услуги, но не в ущерб бесплатной медпомощи, оказываемой в рамках ОМС.

– Но получается, что в это время и кабинет, и специалист свободны. Почему же бесплатный талон не выписывают?

– Поэтому мы сегодня и провели совещание, чтобы еще раз сделать на этом акцент. Одно дело, когда в ходе проверки ты это выявляешь и даешь пояснения, где должна быть четкая грань – как по закону и как это есть, даем четкую оценку действиям юридического лица; другой момент – сделать акцент на этом в ходе семинара: обратите внимание, приведите в соответствие с нормативной базой. Я согласна с вами, что есть такие нарушения.

– Но в то же время государство гарантирует пациенту право на платные медуслуги, а в бюджетном учреждении нет для этого условий. К примеру, я хочу получать за оплату уколы в своем филиале, где в настоящее время не работает процедурный кабинет, потому что, как мне пояснили, медсестра уволилась. Почему бы мне не заплатить за укол и получить эту услугу у другого штатного сотрудника филиала?

– Но так тоже нельзя: давайте мы вам оплатим, и вы нам эту услугу окажете. Не зря же мы сделали акцент на том, что есть стандарт и порядок оказания медпомощи. Допустим, стоматологическая или терапевтическая помощь, есть еще порядок оснащения, т. е. photo_2016-10-06_18-55-26стандарты и требования по оснащению рабочего кабинета, к примеру, того же процедурного; стандарты, предусматривающие количество штатных единиц, которые должны предоставлять бесплатную медпомощь. Соответственно, это распространяется и на платную услугу. Если где-то идет недокомплект по штатному расписанию или помещение не соответствует стандарту, то просто так учреждение самостоятельно не может оказать медуслугу только потому, что этого желает пациент.

– Сегодня из-за того, что процедурный кабинет филиала в шестом микрорайоне не работает, анализы жителям восточного жилмассива приходится сдавать в первом микрорайоне. А там огромные очереди. Ну не хочу я терять полдня в очереди, дайте мне возможность получить эту услугу за деньги.

– Каков алгоритм действий потребителя в такой ситуации? Человек имеет право на платную медпомощь, но на иных, чем прописано в терпрограммах, условиях, которые предусматривают: если есть направление доктора на проведение тех или иных лабораторных исследований, то эта услуга должна быть предоставлена бесплатно в медучреждении. Но у потребителя нет такой возможности. Алгоритм действий следующий: оплатили платные услуги, пришли к нам в управление и написали письменную жалобу, приложили копии документов об оплате услуги и копии документов, свидетельствующих о том, что пациент имеет право на бесплатную услугу (страховой медицинский полис и направление участкового врача). Как правило, по результатам проверки стоимость услуги возвращается потребителю. Если же вы идете за услугой по самообращению, то имеете право получить ее платно.

– Дело за малым: узнать, где ее получить. Спасибо за интервью.

 

 

КОМПЕТЕНТНО

Алексей Яковлев, председатель Общественной организации по защите прав потребителей РК:

– В этом году нами было подано четыре исковых заявления. Я уверен, что количество граждан, которые не получили медпомощь в должном объеме, гораздо больше, просто не все жители республики знают о нашей организации. Все четыре заявления касаются приобретения лекарственных препаратов. Люди, получившие медпомощь, в период лечения в стационаре были вынуждены приобрести их за свой счет. Причем два иска поданы по требованию наследников. Пожилые родители скончались в период получения медпомощи в стационаре и их дети уже в момент получения наследства и вступления в имущественные права обратились к нам.

Два иска о компенсации средств, потраченных на лечение родителей, удовлетворены в полном объеме, естественно, со штрафами и компенсацией морального вреда. По остальным двум делам судьи сочли, что пациенты по закону должны были получить бесплатные лекарства, и им полагалась компенсация за потраченные личные средства. Но поскольку обратились их наследники, то данное правоотношение якобы не регулируется законом о защите прав потребителей, и в этой связи наша общественная организация не могла выступать в их защиту. Им было предложено обратиться в частном порядке.

Сейчас мы эти решения обжалуем как незаконные, поскольку они не соответствуют требованиям гражданского законодательства. Речь идет об имущественном праве застрахованного лица требовать компенсации. Каждый из нас по полису ОМС выступает застрахованным лицом, а страховое событие – это факт выявления какого-либо заболевания. Страхование выражается в том, что вам предоставляется медпомощь. К примеру, если вы ударили машину, то страховая компания оплачивает вам ремонт автомобиля. В данном случае вас лечат, и должен быть предоставлен определенный перечень медуслуг, в том числе лекарственные препараты, которые входят в список ЖНВЛП.

 Наталья Шогджиева, заместитель руководителя управления Росздравнадзора по РК:

– К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что основная часть медработников не знает о положении территориальной программы госгарантий. В нем прописаны все условия и порядок предоставления медпомощи в амбулаторных и стационарных условиях. Там определены и четко прописаны сроки ожидания медпомощи, их целый комплекс, а платная медуслуга может касаться клинико-диагностической лаборатории, конкретного осмотра узким специалистом (врачом-пульмонологом и др.). Зачастую, когда мы проводим проверки по ненадлежащему качеству оказания медпомощи, то здесь и выясняются недоработки. Основная часть платных медуслуг при оказании гарантированной бесплатной медпомощи предоставляется на тяжелом медоборудовании, это все то, что связано с лучевой диагностикой (рентгенография, эхокардиоскопия, стентирование, звуковая диагностика и т. п.).

И здесь мы с чем сталкиваемся? К примеру, в сроках ожидания на проведение компьютерной томографии, магниторезонансной, ультразвуковой диагностики максимально прописано – месяц. А в наших ЛПУ уже сейчас идет запись на декабрь, а по отдельных исследованиям и вовсе на январь 2017 года. В то время как платные услуги делаются сейчас. Причем все они в первичной сети предоставляются только в рабочее время, за которое медработник получает из госбюджета зарплату.

Мое мнение – хотят платные услуги, вот пусть остаются после 18 часов и предоставляют хоть до 22-23 часов. Вот это и есть платные услуги не в ущерб пациентам. Лечебные учреждения не выдерживают нормативы по времени на основного пациента.

Мы все прекрасно помним, это было связано с началом модернизации российской системы здравоохранения, когда во время прямого эфира Владимиру Путину задали вопрос по платным услугам в рамках реализации программы модернизации и он сказал: «Государство потратило деньги не для того, чтобы на них делали деньги».

Вы знаете, наживались на населении, поэтому всё, что касается оборудования, которое было поставлено по приоритетному нацпроекту «Здоровье», по программе модернизации, и сейчас реализуется третья программа развития здравоохранения, – все это оборудование не предназначено для предоставления платных услуг.

Но все напрочь забывают об этом; знаю: лечебным учреждениям нужны деньги, но не до такой степени, когда впереди идет платная услуга, а все что касается программы госгарантий, за которую ЛПУ потом подает в ФОМС на оплату, отходит на второй план.

Народ уже безропотно согласился: надо заплатить за лекарства – да, но доходит до безобразия, когда человек поступает в неотложной форме, т. е. идет угроза его жизни и здоровью, при этом ему не вводят тот или иной лекарственный препарат до тех пор, пока родственники не принесут. Был случай, когда у меня сосед, мужчина сравнительно молодой, в возрасте до 60 лет умер от инфаркта миокарда, потому что 15-летний сын (единственный, больше не было никаких родственников) в полночь не мог найти нужный препарат. Настолько это безобразно.

И таких случаев у нас целый ряд. Поэтому я всегда говорю, что основная часть жалоб связана с нарушением этики и деонтологии, когда медработники грубят – это первый момент. А второй – когда не идет адекватная реакция и отношение к той ситуации и состоянию пациента, в каком он поступает в больницу. И вообще, в состоянии ли он приобрести лекарства? Когда на чаше весов стоит – купи это лекарство или умирай, вот это действительно страшно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *