Как известно, в России с работой напряженка. Организации и предприятия то и дело проводят так называемую оптимизацию, после которой за бортом остаются десятки людей, как правило, самых незащищенных, низкооплачиваемых; бизнес хиреет и стагнирует, а то и вовсе закрывается. Как дамоклов меч – Трудовой кодекс, согласно п. 1 ст. 81 которого работник может быть уволен в связи с ликвидацией фирмы, а также с осуществлением мероприятий по сокращению штата. Следующий шаг выброшенного на улицу – обращение в Центр занятости в надежде получить хоть какую-то работу.
В Калмыкии, особенно в Элисте, вакансий множество, но требующих специального образования. В дефиците врачи, медицинские сестры, воспитатели и музыкальные руководители детских дошкольных учреждений, электромонтеры, учителя. То есть человека с улицы не возьмут, и тогда он становится официальным безработным. Сначала будет получать пособие, потом оно станет постоянно «худеть» и… И всё! Иди куда глаза глядят.
К слову, за январь-июнь 2016 года в органы службы занятости населения за информацией о положении на рынке труда обратилось 12670 граждан и 930 работодателей. За содействием в поиске подходящей работы – 4961, признаны безработными – 3081 человек. На 1 июля 2016-го в среднем по Республике Калмыкия на одну вакансию претендовало два незанятых гражданина.
Но это так, прелюдия, разговор пойдет о другом.
В приснопамятные советские времена за тунеядство карали строго. В статье 209 Уголовного кодекса СССР, предусматривающей асоциальные действия конкретного человека (уклонение от общественно-полезного труда), значилось лишение свободы на срок до двух лет. Нынче, слава богу, такого беспредела нет.
Но у нас в стране к тем, кто на вольных хлебах, – особое отношение. Государство так и норовит сделать им какую-нибудь бяку. Вот и сейчас безработных решили прищучить, иными словами, обложить налогом. Вообще это весьма забавно: налог на пустой карман; подаяния в госказну из тощего кошелька. При тотальной безработице человек и рад бы куда-нибудь устроиться, но элементарно нет вакансий, а которые есть – туда он рылом не вышел.
Однако, по словам бывшего генерального директора крупного столичного туристическо-гостиничного комплекса «Измайлово», а ныне одного из беднейших сенаторов страны, главы комитета СФ по социальной политике Валерия Рязанского (доход за прошлый год 6,17 миллиона рублей), объем средств, которые государство планирует компенсировать за счет взносов от официально неработающих трудоспособных граждан, составляет 42-45 млрд рублей в год, поскольку примерно в эту сумму оцениваются расходы региональных бюджетов на медицинское обслуживание неработающих граждан.
«Эта сумма не приводит к катастрофическим последствиям с точки зрения экономики, вопрос в другом – в социальной справедливости, потому что люди получают весь набор соцуслуг и при этом не вкладывают самостоятельно в это дело ничего, – подчеркнул Рязанский. – Думаю, это будет законопроект с отложенным сроком вступления в действие. Такой временной лаг, на мой взгляд, будет два-три года», – отметил сенатор.
В течение этого времени, пояснил он, трудоспособные неработающие граждане должны будут либо встать на налоговый учет как индивидуальные предприниматели, либо купить патент, либо оформиться на работу, либо официально зарегистрироваться в качестве безработных (а налог все равно плати).
«А дальше будут приниматься административные меры: неотложная медицинская помощь им будет оказываться, само собой, а вот обычное медицинское обслуживание – при приобретении дополнительного страхования», – заявил глава комитета СФ социальной политике Валерий Рязанский.
Отвечая на вопрос о сроках внесения в Госдуму соответствующего законопроекта, сенатор не стал называть конкретные даты, сказав, что «некие наметки такого рода проекта закона уже есть в виде добровольного (!) социального взноса». «Я думаю, что новому составу Государственной думы придется над данным вопросом поработать», – заключил он.
Как сообщила 28 сентября в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации вице-премьер Ольга Голодец, в РФ разрабатывается законопроект, согласно которому неработающие россияне должны будут осуществлять платеж за фактическое использование социальной инфраструктуры. Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин заявил, что законопроекта о соцвзносах с неработающих граждан пока нет, но «этот вопрос прорабатывается». В Минфине идею поддержали, а глава Минздрава Вероника Скворцова отметила, что ведомство выступает против выведения неработающего населения из системы ОМС, но придерживается позиции, что «все должно быть справедливо».
Депутаты Госдумы не участвуют в обсуждении инициативы о введении платежа с безработных, но трудоспособных граждан, сообщили RNS первый замглавы фракции «Единая Россия» по законотворчеству Андрей Исаев и председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
«Сейчас ни в коем случае такие вещи нельзя принимать. Во-первых, у нас не тунеядцы: у нас люди без выбора остаются, когда работодатель говорит: “Я буду тебе платить в конверте”. А человек не может найти работу, он вынужден идти на условия работодателя. Он что, тунеядец? Он жертва этой безобразной системы, когда руководитель вынужден идти на определенное нарушение закона и работать “в черную”», – полагает Нилов.
А может, правительству и депутатам стоит заняться серьезным делом: разработать комплекс мер и снизить безработицу, вместо того чтобы обирать заведомо неимущих? Так, наверное, будет справедливее и честнее.