Известная в Калмыкии личность Виктор Батурин в начале этого года заявил в СМИ о том, что планирует остаться жить в республике и заняться сельским хозяйством. «Степным вестям» («Теегин зянг») удалось встретиться с ним в крестьянско-фермерском хозяйстве «Бату», которое расположено в черте Элисты.
«Во всём мне хочется дойти до самой сути…»
Вдоль проселочной дороги к хозяйству, словно белой ниткой, тянется новая, пока еще недостроенная дорога. В республике, пожалуй, не найдешь фермера, который за собственный счет укладывал бы асфальт. Понятно, что это дорогое удовольствие, но все же. Сразу наводит на мысль, что строят тут серьезное хозяйство, основательно и надолго.
Задаю риторический вопрос: «Виктор Николаевич, почему сельское хозяйство?» Заняться им, по словам В. Батурина, его подвигло простое любопытство, да и это, оказывается, дело всей его жизни. Как сказал Виктор Николаевич, работа, связанная с проектами, с зарабатыванием денег, бизнесом, инвестициями, – это уже пройденный этап, он неинтересен ему так же, как «бизнес», связанный с вхождением в административные структуры – во власть, в чиновники.
«У меня есть какая-то базисная самодостаточность, которая устраивает в мои 60 лет. И я думаю, что до конца жизни к той работе не возвращусь, – рассказывает он. – Все, что
меня интересует, связано с удовлетворением моего любопытства. Помните, как у Пастернака: «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», это нормальное явление, ведь любопытством движется всё.
Например, мне интересно – почему в России, и в Калмыкии в частности, все есть: и плодородная земля, и вода, и природные ископаемые, а счастья – нет?
Есть поэтический диагноз и одновременно ответ на вопрос «Почему в России все есть, а счастья – нет?» у замечательного поэта-деревенщика Николая Мельникова (трагически погиб в 2006 году).
Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве,
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве.
И покосившаяся хата
С крыльцом, рассыпавшимся в прах,
И мать убитого солдата
С позорной пенсией в руках.
И два горшка на частоколе,
И пядь невспаханной земли,
Как символ брошенного поля,
Давно лежащего в пыли.
И путь поет в тоске от боли
Непротрезвевший гармонист
О непонятной «русской доле»
Под тихий плач и ветра свист.
Пусть рядом робко встанут дети,
Что в деревнях еще растут,
Наследство их на белом свете –
Все тот же черный, рабский труд.
Присядут бабы на скамейку,
И все в них будет как всегда –
И сапоги, и телогрейки,
И взгляд потухший… в никуда.
Поставьте памятник деревне,
Чтоб показать хотя бы раз
То, как покорно, как безгневно
Деревня ждет свой смертный час!..
В газете «Экономика и жизнь Калмыкии» за декабрь 1998 года или январь 1999-го выходила моя статья «Как богатеть будем, или Блеск и нищета страны Бумба». Все мои прогнозы про нефть и сельское хозяйство сбылись. Кризис 1998 года. Также была статья про Калмыкию, где я говорил о новом Шелковом пути, Лаганском переходе в Иран и т. д. Но что самое интересное, сейчас новый Шелковый путь с Китаем пропагандируют, лаганский переход тоже в теме. В 1998 году я написал статью «О еврейском вопросе, русской национальной идее или почему России нужна замена платежной системы»; все подтвердилось один в один, Россия долларовая опять в кризисе.
Могу сейчас вам сказать, можете записать, этой осенью доллар ждите под сто, а нефть около двадцати. Даже если нефть 50 долларов, рубль все равно будет сто, или около этого. Осенью проверите. Такие прогнозы простые. Мой учитель академик Маслов – математик, он неоднократно предсказывал все дефолты и все кризисы, первый говорил о множественности валюты в России, все это известные вещи. Вот только их никто не слушает».
– Экономический смысл всех моих статей, выступлений, сбывшихся прогнозов в том, что сельское хозяйство это не отрасль производства – это философия государства, это основа построения России и ее величия! – рассуждает Виктор Николаевич. – Еще пятнадцать лет назад я сформулировал аксиому идеальной России: Россия – это государство за счет ежедневного, умного, кропотливого труда людей, наша земля с каждым годом становится плодородней, воздух – чище, а реки – прозрачнее! Понятно, что все остальное будет утраиваться само собой: машины, квартиры, медицина, образование, мобильные телефоны.
Интересно, что слово «экономика» с греческого дословно переводится как «правила ведения хозяйства на земле». Впервые этот термин ввел грек Ксенофонт, ученик Сократа, еще в IV веке до н. э. А сейчас в наших вузах учат, что экономика – система отношений в обществе, где их измерителем является «стоимость», то есть величина прибавочной стоимости или «барыш», а не плодородие почв, чистота рек и воздуха.
Философия асфальта против философии сельского хозяйства, а это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Существует аксиома фотосинтеза: «При правильно организованной экономике сельское хозяйство не может быть неприбыльным». Три главных составляющих любого урожая – солнце, воздух и воду – природа нам дарит.
А что мы имеем сейчас в России? Как сказал классик, есть три способа разориться: самый быстрый из них – скачки, самый приятный – женщины, а самый надежный –
сельское хозяйство. Я поставил себе цель опровергнуть этот тезис, а местом своего философского эксперимента выбрал Калмыкию, которая давно для меня стала второй малой Родиной.
Все, что вы видели: постройки, скот, благоустройство земель – это только начало пути, главное в этом проекте не деньги и постройки, а человеческий фактор, этот проект будет удачным, если подберется команда людей, для которых эта земля, работа на ней, любовь к ней станут смыслом жизни, а не только средством зарабатывания денег, их семейным мировоззрением – философией. Поэтому планируем и строительство храма.
То, что построено за год, впечатляет: заложен хутор на шесть семей постоянного проживания. Первый корпус двухэтажного дома для работников уже построен; таких, соединенных террасой, будет три, рассказывает Виктор Николаевич.
Все для житья вплоть до камина и мебели уже привезли и установили. Перед домом на террасе также установлена настоящая кедровая баня-бочка, специально привезенная из Сибири. В общем, непривычная картина для обычной степной животноводческой стоянки.
В хозяйстве сегодня уже готовы большие кошары для животных. Рядом с ними возводят птичник, размером двенадцать на сорок восемь метров для пятнадцати тысяч кур яично-мясной породы ломан браун. «Самые крупные яйца предлагают продавать как “батуринские”, подороже», – шутят рабочие.
«Скоро первые яйца поступят в город. Оборудование уже закуплено, будут три человека обслуживать. Ежедневно станем поставлять в Элисту 15 тысяч диетических яиц», – продолжает калмыцкий фермер Виктор Батурин.
КФХ «Бату» будет заниматься также производством молока и молочной продукции – ряженка, кефир, молоко коровье и козье, творог зернистый. Всего в день в столицу будут поставлять тонну «молочки». Планируют использовать дойных коров швицкой молочной породы. Сегодня у него таких буренок 20, но подвезут еще. Есть тут и дойные зааненской породы козы, ценное молоко которых также будет поступать на прилавки элистинских магазинов.
На территории хозяйства пробурены скважины пресной воды. Она здешняя и впрямь такая же, какую мы заказываем себе домой. Буквально на днях уже установили водонапорные башни на 25 и 50 тыс. куб. для водоснабжения крестьянско-фермерского хозяйства. А в скором времени откроют завод по розливу очищенной питьевой воды.
Еще один прецедент решил создать новоявленный фермер – посадил семь тысяч фруктовых деревьев. Начиная от жилого корпуса полосой тянутся молодые саженцы груши, яблони, а в низине, в балке, посажены дубы, клены, грецкий орех, армянские абрикосы, черешня, которые, кстати, уже благополучно перезимовали. По словам фермера Батурина, когда спускаешься в низину, будет казаться, что попадаешь в райский уголок: кругом зеленый газон, среди дубовых и кленовых деревьев будут бить прохладные мини-фонтанчики, по тротуарной дорожке можно будет гулять и наслаждаться рыбками в искусственном канале. Все дальше-дальше эта красота только будет завораживать гостей хозяйства.
«Ан мужик дает, сады посадил, да еще в нашей засушливой степи?!», – наверняка найдутся те, кто так подумают. Но главная фишка как раз-таки в том, что к каждому деревцу, представьте себе, подведен клапан, подающий воду. Эта американская технология при любом давлении дает два литра воды в день.
Дай Бог, чтобы Батуринский сад стал как знаменитый сад Шатько в поселке Шин-Мер Кетченеровского района, за ароматными яблоками еще детьми мы ездили туда.
Чем мы хуже Арабских Эмиратов
На этом «райском саде» сказка в хозяйстве «Бату» не завершается. Прописку здесь получили крупный рогатый скот – американская красная абердин-ангусская порода, которая является серьезным улучшителем для калмыцкой. Первое поколение нашего скота наследует все его признаки. В хозяйстве уже получили первый приплод абердин-ангусской и калмыцкой породы телят. Как известно, это мясо, наряду с мясом породы герефорд, считается наилучшим для приготовления стейков. Вольно пасутся на здешних землях с зааненскими козами и африканские овцы дорпер, которые самостоятельно сбрасывают шерсть. Преимущество их баранины в том, что холестерина здесь намного меньше, чем в мясе других животных, а также не имеется большого количества сала.
Пасут домашних животных австралийские пастушьи собаки породы келпи, правда, пасут – громко сказано, они еще маленькие.
В продолжение темы сельского хозяйства В. Батурин отметил, что весь исторический опыт говорит о том, что в мире нет ни одного примера успешного богатого процветающего государства с убыточным сельским хозяйством. То есть сначала люди создавали прибыльное сельское хозяйство, а потом все остальное – айпады, айфоны, пароходы, паровозы, самолеты и т. д., и никогда наоборот, что у нас постоянно происходит.
«Для Калмыкии же сельское хозяйство просто актуально. К примеру, территория республики почти одинаковая с Арабскими Эмиратами. Если брать сельское хозяйство этой страны, я думаю, Калмыкии только можно поучиться, как на опресненной воде сажают сотни миллионов деревьев, парниковые, поливные земли и т. д., – поделился В. Батурин. – Понятно, что там нефть, но если брать в процентном отношении численность населения, то ее у Калмыкии столько же, сколько у них. Потомки бедных бедуинов поняли, что главное богатство – сельское хозяйство. Я недавно прочитал: оказывается, Арабские Эмираты экспортируют клубнику в Европу. Представляете? Думаю, она в Калмыкии неплохо растет, да и к Европе ближе».
– В конце девяностых вы возглавляли правительство РК, не предлагали вернуться, не говорили об этом?
– Я уже говорил, что карьера чиновника, даже обличенного властью, мне неинтересна. Мне интересно здесь, на калмыцкой земле, создать прецедент – эффективно функционирующую, высокотехнологичную, наукоемкую социальную, государственную ячейку – прообраз частички-пазла нашей идеальной России. Мечтаю создать здесь народный университет, где любой сможет удовлетворить любопытство, прежде всего в поиске смысла жизни. Очень надеюсь на помощь и сотрудничество с КалмГУ. Возьмем животноводство, можно создать технологию, где селекция и получение товарного мяса КРС будет основано на научно-обоснованном скрещивании и поддержания чистых линий. Например, я уже создавал технологию, когда на 100 отелов получал 140 телят, это можно легко внедрить и даже использовать для практических работ студентов университета. Упрощенно – это искусственное осеменение и подсадка через неделю эмбриона, давно нужно создать банки семени и эмбрионов, наладить выращивание товарного скота с заданными качествами мяса, давно известны гены за это отвечающие, сексирование семени позволит получать 80-90 % бычков, а телочек только чистопородных для ремонта стада, можно перечислять и перечислять…
Посмотрим, получится задуманное на практике или нет, но я уверен – это единственно правильный путь к счастью, а счастье – это когда тебя понимают.
«Причиной всех человеческих несчастий являются ложные представления», – сказал философ, пора нам в России, и в Калмыкии, начинать движение к истине.
Фото автора и из личного архива В. Батурина