Завтра в нашей стране отмечается День российской печати – профессиональный праздник печатных изданий и периодической печати, журналистов всех средств массовой информации, писателей, работников типографий и издательств. Он был учрежден постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28 декабря 1991 года взамен Дня советской печати, отмечавшегося 5 мая как день выхода первого номера большевистской газеты «Правда». Новый праздник был связан с более ранней эпохальной исторической датой – началом издания первой российской печатной газеты «Ведомости», первый номер которой вышел в Москве 2 января 1703 года (13 января по новому стилю).
Вообще история российского книгопечатания началась с середины 16 века, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. 1 марта 1564 года повелением царя было выпущено первое печатное издание на Руси – изданный Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем «Апостол». Оба мастера вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.
Что касается периодической печати, то до начала 18 века русскоязычной печатной прессы в России просто не было. Ранее существовали лишь своего рода памятки, написанные гонцами о внешнеполитических делах государства, а также новости соседних территорий, выпускаемые в одном экземпляре и предназначенные лишь для царя. Иногда, во время приемов царь передавал памятку из рук в руки боярам, чтобы каждый из них распространил новости по своей территории. Естественно, информация существенно трансформировалась, обрастала слухами, догадками и иногда доходила до полнейшей несуразицы.
И только в 1703 году в России по указу Петра Первого вышел в свет номер первой российской газеты «Ведомости». Просвещенный монарх рассматривал газету как важное средство борьбы за проведение реформ и утверждения могущества Российской империи. В 1719 году директор Санкт-Петербургской типографии М.П.Аврамов обратился в правительство с реляцией, в которой просил позволения писать в «Ведомостях» и о публичных делах, так как «одних выписок из иностранных газет и донесений наших должностных лиц далеко не достаточно для интереса и жизненности нашего органа». Петр I нашел сии замечания дельными и приказал определить для собирания сведений о жизни русского общества переводчика Якова Синявича. Таким образом, Синявич стал первым русским репортером. После этого в газете стал освещаться большой круг проблем, читатели стали получать самую разнообразную информацию.
Интересно, что первой провинциальной газетой в России стали «Казанские известия», издававшиеся в 1811-1821 годах. Газета была создана по частной инициативе содержателя Казанской губернской типографии Дмитрия Зиновьева, позже перешла в ведение Казанского университета. Со временем газеты появились в Астрахани (1813), Одессе (1820) и других городах.
С 1 января 1870 года «высочайшим повелением» было указано «устроить в виде опыта» «прием в почтовых учреждениях подписки на периодические издания, как русские, так и иностранные». Это было первое в России распоряжение о проведении подписки на периодическую печать.
Уже к 1914 году в России выходило свыше трех тысяч периодических изданий. Количество ежедневных больших общественно-политических газет, не считая губернских официальных «Ведомостей», превышало 200 наименований.
В современных условиях периодическая печать не потеряла своей актуальности. По данным Роскомнадзора, по состоянию на август 2016 года в России было зарегистрировано 3 тыс. 665 новых наименований средств массовой информации, в том числе 2 тыс. 149 печатных изданий – 1 тыс. 199 журналов, 897 газет, 34 сборника, 12 бюллетеней, 7 альманахов. Всего же в настоящее время в реестре наименований зарегистрированных СМИ в стране числится 81тыс. 720 СМИ.
Стоит отметить, что новые печатные СМИ в текущем году регистрировались во всех регионах РФ, они представляют всю тематическую палитру и рассчитаны на самую разную аудиторию. Так, к примеру, в Калмыкии в 2016 году в марте прошлого года вышло в свет новое специализированное издание «Спорт 08», а с сентября заработала первая в республике интернет-газета «Степные вести», перешедшая от формата печатного издания на онлайн-формат.
По мнению председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александра Оськина, «эта информация принципиально важна, и не столько как аргумент в нашем споре с «похоронной командой», уже второй десяток лет заявляющей о скорой смерти печатных СМИ, а как успокоительная новость для самих издателей в их борьбе с кризисом».
Конечно, на российском издательском рынке проблем очень много. Резко дорожает полиграфическая бумага, растет стоимость типографских услуг, повышаются цены на электроэнергию и топливо. Большой проблемой являются задержки с выплатами за продажи печатной продукции по вине распространителей. Не спасает и реклама, которая также сокращается в объемах, и соответственно доходы от нее тоже падают. Сыграл негативную роль и новый закон, который ограничивает участие иностранного капитала в российских СМИ 20%. От этого пострадали многие глянцевые журналы и издания финансовой направленности.
Издатели вынуждены сокращать расходы на печать, сокращать тиражи. Так, 2016 год продемонстрировал значимое падение в тиражах – на 14%, что всего на 1% меньше в сравнении с предыдущим годом. Наряду с этим продолжает сохраняться тенденция повышения стоимости изданий из-за роста производственных затрат и, прежде всего, на бумагу. За истекший год в среднем по рынку пресса выросла в цене на 9% (за два предыдущих года – на 27%), причем в рознице планка поднялась еще выше – до 12%, а подписные цены демонстрировали некоторую стабильность, ввиду того что они формируются издателем в начале подписной компании.
Следует отметить, что в создавшихся на информационном рынке условиях всемерную поддержку медиа-сообществу стремится оказать Общероссийский Народный фронт. Так, по информации руководителя Центра правовой поддержки журналистов ОНФ Натальи Костенко, в 2015 году размер господдержки печатных СМИ благодаря инициативе фронтовиков был увеличен в три раза – до 280 млн рублей, в 2016-м объем субсидий на поддержку региональных СМИ составил 265 млн, а в проект бюджета на 2017 год было заложено около 300 млн рублей.
Но все же предпринимаемые со стороны государства меры не могут спасти всех, и многие печатные издания в результате неравной борьбы с экономическим кризисом вынуждены закрываться. Последний пример – старейший в России издательский дом «Коммерсант» решил с нового года отказаться от печатных версий журналов «Деньги» и «Власть». В декабре о закрытии печатной версии объявила также главный редактор The New Times Евгения Альбац.
«С интенсивностью примерно один раз в неделю мы получаем информацию о закрытии печатных СМИ или целых издательских домов. Вот почему так важен позитив, который может изменить пессимистичные настроения в издательском сообществе», – считает Оськин.
Эксперты называют отказ от бумажной версии периодических изданий тенденцией отечественного медиарынка и настаивают: чтобы выжить, традиционным газетам и журналам надо постоянно меняться.
«Правило простое: изменись или умри, – считает председатель правления АРПП. – Практика показывает, что срок жизни издания составляет пять лет. После этого оно должно меняться и осваивать новые форматы. Бумажные и электронные версии должны дополнять друг друга. Не повторять и тянуть за собой, а именно дополнять. Очень грамотно поступает немецкий журнал Der Spiegel. Вот у него разные форматы как раз дополняют друг друга и в итоге общими усилиями охватывают аудиторию в пять миллионов человек. А у нас часто бывает так, что на сайт издания просто выкладываются те же материалы, что и в печатной версии. Вынесут ли нужные уроки другие печатные СМИ, пока говорить сложно».
Если среди еженедельников и журналов многое зависит от экономической ситуации в той нише, где они работают, то у новостных изданий главная проблема – Интернет. Интернет – это в первую очередь видео, фото, интерактив. Имеющие все это в наличии онлайновые СМИ и популярные агрегаторы СМИ (Google News, Яндекс. Новости, Rambler&Сo и прочие) пользуются все большей популярностью. Свежие новости пользователи предпочитают получать не из любимой газеты и не по телевизору, а из Всемирной сети. Это заставляет новостные издания «держать нос по ветру» и создавать свои странички в популярных социальных сетях. А там, в свою очередь, конкуренцию им составляют администрации пабликов типа «Лентач» ВКонтакте, у которой более чем миллион подписчиков.
В современный период развития российской прессы необходимо учитывать и такой немаловажный фактор, как вовлеченность ее целевой аудитории в систему общественных отношений, индивидуальная и групповая социальная активность граждан. Поэтому СМИ для реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности людей, их возросшие социальные, духовные и политические запросы. И, конечно, при этом необходимо соблюдать основные принципы общественной коммуникации – качество слова в изложении достоверной информации.
В этом смысле суть профессии журналиста за прошедшие века осталась неизменной. Ведь журналист – это не столько личность, обладающая правом выражения мысли в широком формате и воздействия ею на публику, сколько человек – общественный эталон, которому позволено говорить о многом, а это предполагает соблюдение определенных этических и нравственных норм. Поэтому главной проблемой медиа-сообщества России на сегодняшний день является не только вопрос «свободы слова», но и культуры журналиста, работника СМИ как человека, обладающего способностью воздействовать на умы людей.
Не случайно Президент России Владимир Путин, выступая в декабре 2014 года на встрече с федеральными и региональными омбудсменами, заявил: «Пресса, если она хочет, чтобы ей верили, должна быть объективной, освещать полноценно события и явления». По мнению главы государства, «от профессионализма, таланта, объективности, беспристрастности, а порой и гражданской смелости журналиста зависит то, как общество воспринимает происходящее, оценивает перспективные планы, а также все, что уже сделано».
Пользуясь случаем, от лица коллектива республиканской интернет-газеты «Степные вести» поздравляем коллег с профессиональным праздником – Днем российской печати, желаем им здоровья, творческих успехов и побольше благодарных откликов читателей!
Фото из интернета