Полвека назад берет начало история развития железнодорожных путей в Калмыкиии. Тогда были открыты и сданы в эксплуатацию железнодорожный участок «Дивное–Элиста» и сама станция «Элиста», которая относится к Северо-Кавказской железной дороге. С тех пор и по сегодняшний день железнодорожная станция «Элиста» является важнейшим объектом в своем направлении.
Кстати, впервые о строительстве железной дороги в Республике Калмыкия заговорили еще в прошлом веке, в далеком 1926 году. А в 1940 году этот вопрос был решен положительно. Однако планы строительства разрушили сначала Великая Отечественная война 1941-1945 годов, а потом и депортация калмыцкого народа. И только в 1965 году благодаря инициативе первого секретаря Калмыцкого обкома партии Б.Б. Городовикова началось строительство долгожданной железной дороги. Продолжалось оно на протяжении четырех лет. В итоге, в короткие сроки, был построен 73-километровый участок, связавший Элисту с сетью железных дорог страны. Более того, законченное в 1969 году строительство железнодорожной линии «Дивное–Элиста» решило экономически важную задачу для Калмыкии: доставку сырья, топлива, машин, оборудования, сельскохозяйственных грузов и строительных материалов.
Сегодня станция «Элиста» относится к грузовым. Она осуществляет выдачу и прием грузов, большая часть из которых, это – инертные материалы. Здесь построен и железнодорожный вокзал, хотя сейчас он по назначению не используется. Как рассказал начальник станции «Элиста» Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской Дирекции Джангар Обушиев, сейчас пассажирское железнодорожное сообщение со станцией отсутствует. В 2006 году был отменен единственный поезд «Элиста–Ставрополь». А до 2008 года здесь курсировали только беспересадочные вагоны от Москвы до Элисты. На данный момент объект стоит на тупиковой тепловозной ветке, идущей от Ставрополя.
В наши дни жизнедеятельность этой станции обеспечивает дружный профессиональный коллектив. Свыше тридцати человек работают в различных службах – это и связисты, и энергетики, и путейцы, служба движения и многие другие. Накануне они отметили 50-летие ввода в строй действующего участка железной дороги «Элиста – Дивное» и станции «Элиста». Но есть еще и приятная новость для жителей республики. Калмыцкие железнодорожники сообщили, что в рамках реализации национального проекта и программы «Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия на 2020-2024 годы» предусмотрено строительство нового железнодорожного пути «Улан-Хол–Элиста–Зимовники», проходя через нашу республику, эта линия соединит Северный Кавказ с Европой. Как видим, российские железные дороги много лет тому назад связав воедино нашу огромную страну, продолжают быть движущей силой ее экономического и культурного развития. А, как известно, история российских железных дорог насчитывает уже более 170 лет. К тому же является одной из крупнейших транспортных систем в мире. Общая протяженность путей составляет больше 85 тысяч километров. Они проходят через 11 часовых поясов, соединяют все республики и крупные города, населенные пункты нашей страны. Кроме того, российские железные дороги – ключевое звено четырех международных транспортных коридоров, соединяющих Европу и Азию.
Фото автора