Сегодня случилось знаковое и, без преувеличения, долгожданное событие для Элисты. На улицах города после двухмесячного простоя вновь появился общественный транспорт. Автобусный парк нового автопредприятия «ЭлистаГорТранс», созданного по поручению Главы Калмыкии Бату Хасикова, отправился по маршрутам столицы.
Напомним, семь автобусов марки «ЛИАЗ-4292», полученных Калмыкией в дар от правительства Москвы, администрация города намеревалась запустить на маршруты еще в ноябре прошлого года. Однако дело застопорилось из-за переоформления документов на транспорт – по объективным причинам имущество долго не могли оформить в республиканскую собственность. После того как автобусы передали на баланс автотранспортного предприятия «ИПА» потребовалось еще время для того, чтобы поставить их на учет в ГИБДД, оформить страховку ОСАГО, лицензии. Наконец, в мае все формальности были улажены, и Минтранс РК оформил договорные отношения с Элистой на право обслуживания городских маршрутов.
«Поздравляю всех горожан с этим важным событием. В Элисте появилось полноценное муниципальное автотранспортное предприятие. Прежде всего, хочу выразить слова благодарности в адрес главы республики. В этом большая заслуга Бату Сергеевича. И, конечно, огромное спасибо всем, кто участвовал в создании предприятия. Желаю коллективу «ЭлистаГорТранс» успехов и безаварийной работы. В добрый путь! Со своей стороны приложим все усилия для развития предприятия, ведь главная цель – это комфорт и безопасность пассажиров», – сказал глава администрации Дмитрий Трапезников во время посещения производственной базы автономного учреждения.
Градоначальник специально ранним утром приехал сюда, чтобы лично проверить готовность транспорта, проехав на автобусе по утвержденному маршруту. Вместе с ним оценили комфортную езду на «ЛиАЗе» председатель ЭГС и глава г.Элисты Николай Орзаев, чиновники городской администрации и журналисты, которые, конечно, не могли пропустить это знаменательное событие.
В самом деле, элистинцы уже позабыли о том, каково это – ездить на больших автобусах. С тех пор, как в середине 1990-х годов прекратила существование автоколонна 1480, услуги пассажирских перевозок в городе оказывали частники на микроавтобусах. С появлением «ПАЗиков» ситуация несколько улучшилась, но их возможностей не хватало, чтобы удовлетворить потребность населения города в общественном транспорте.
Как рассказал «Степным вестям» руководитель МАУ «ЭлистаГортранс» Сергей Камолов, сегодня на маршруты вышли шесть «ЛиАзов и 20 «ПАЗов». Все они оснащены тахографами и системой ЭРА-ГЛОНАСС. В планах предприятия – увеличить парк за счет лизинга, кроме того, как обещает руководство республики, продолжится реализация программы сотрудничества Калмыкии с московским регионом в части поставок автобусов и спецтехники.
«За подготовительный период было проведено полное техническое обслуживание автобусов, укомплектован штат механиков и водителей. При переходе к нам из ИПА никто из сотрудников в зарплате не потерял, с сохранением должностей и профессионального стажа. Также мы позаботились о том, чтобы внешний облик наших сотрудников был привлекательным – водители и контролеры одеты в униформу с эмблемой предприятия. Опознавательные знаки нанесены и на транспортные средства», – отметил Камолов.
По его словам, машины совместного производства концернов «ЛИАЗ» и «ПАЗ» вместимостью до 70 пассажиромест, включая 17 посадочных, в том числе для маломобильных граждан, на сегодняшний день представляют собой оптимальный вариант пассажирского транспорта для Элисты. Салоны автобусов оборудованы климат-контролем, системой голосового оповещения пассажиров об остановках на русском и калмыцком языках, электронным табло а также пандусами.
Яркого синего цвета, оформленные в юбилейной символике в честь 75-летия Великой Победы и с национальным орнаментом, они не только радуют глаз, но и соответствуют всем мерам безопасности, предусмотренным в условиях неблагополучной эпидемиологической обстановки. Снаружи и в салоне автобусов нанесены специальные наклейки, информирующие о соблюдении дистанции и обязательного масочного режима. Каждый автобус проходит санитарную обработку экологически безопасным средством дезинфекции «Анолит».
Что касается стоимости проезда, то в муниципальных автобусах она осталась прежней – 12 рублей и в ближайшее время не поменяется, сообщил «Степным вестям» Дмитрий Трапезников. Из нововведений – то, что во всех автобусах «ЭлистаГорТранса» наряду с наличной оплатой предусмотрен безналичный платеж с обязательной распечаткой билета. В «ЛиАЗах» пассажиров обилечивает кондуктор, а в «ПАЗиках» – водитель.
В перспективе внедрение также оплаты специальной транспортной картой. По словам главы администрации, аппараты для бесконтактной оплаты – валидаторы уже заказаны. Буквально через неделю их начнут продавать в киосках Роспечати и в магазинах, расположенных на остановках.
«Наша задача – не только развитие подвижного состава, но и всего транспортно-логистического комплекса столицы. Это дороги, знаки, остановочные павильоны и электронное оповещение. Как вы, наверное, заметили, остановки уже приводятся в порядок – обустроены подъездные карманы, нанесены разметки, установлены запрещающие знаки. Следующий этап – строительство современных остановочных павильонов, где будет иметься расписание каждого маршрута», – сказал Трапезников.
Элистинцы, с нетерпением ждавшие возобновления работы общественного транспорта, сразу оценили преимущества новых автобусов. В беседе с корреспондентом «Степных вестей» жительница 8 микрорайона Виктория поделилась, что она специально вышла с дочкой пораньше, чтобы прокатить ее на большом «синем» автобусе. На днях 7-летняя Энгелина поломала руку, и теперь им придется часто ездить в республиканский детский медцентр к травматологу, да и других врачей к поступлению в первый класс нужно проходить. Хорошо, что автобусы начали ходить, а то ведь на такси не наездишься, говорит молодая мама. Она добавила, что из-за эпидемии коронавируса, конечно, боязно передвигаться по городу, но в больших «ЛиАЗах» пассажирам легче соблюсти социальную дистанцию.
По словам Валентины Андреевны, проживающей в центре, сегодня она вышла из дома и собралась пешком пройтись несколько остановок до улицы Советской, чтобы проведать пожилую свекровь. Но ей вовремя соседка сказала про автобусы, и теперь она, довольная поездкой, расскажет ей, что в нашем городе можно ездить, как в мегаполисах – в просторном салоне, с громкоговорителем и настоящим кондуктором, выбивающим билеты. А для молодежи удобно, что можно расплатиться банковской картой: вечно у них с наличными туго – сужу по своей внучке, заметила элистинка.
Одновременно с муниципальным общественным транспортом заработали и частные маршрутки. Из 117 микроавтобусов, с которыми горадминистрация заключила договоры, к работе приступили немногие. «Вышли в рейсы те, у кого документы в порядке», – пояснила контролер маршрутки № 12, в которую я села, возвращаясь домой.
В салоне показавшегося мне новым микроавтобуса людей было немного. Семеро на 15 мест. Сидели, как и полагается по противоэпидемическим правилам, в шахматном порядке, на лицах у всех были маски. На вопрос о том, что водитель и контролер будут делать, если желающих сесть окажется больше, ответили, что не пустят в салон. Поверила на слово. А там – жизнь покажет.