Справедливое утверждение, не правда ли? Вот и жители Калмыкии так считают. И не просто рассуждают, а подвигают местные власти активнее заниматься благоустройством городов и сел, начиная с их визитных карточек – въездных знаков и дорожных указателей. Зачастую именно граждане первыми по зову души берут в руки инструменты, кисти и краски и преображают то, «с чего начинается родина».

Примеров такого заботливого отношения к малой родине и своим землякам можно привести немало. Пожалуй, одной из первых, как принято сейчас говорить, гражданских инициатив подобного рода стало возведение осенью 2014 года на 20-м километре трассы Элиста-Яшкуль металлической конструкции в виде объемных букв «Ом базр вани хум пад». Надпись с мантрой Ваджрапани вдоль дороги, печально известной многочисленными дорожно-транспортными происшествиями, установил элистинский предприниматель Александр Оргадыков. Вдохновившись увиденными в Бурятии сооружениями- оберегами, он решил установить похожий знак у себя на родине. Идея эта нашла отклик не только в сердцах простых людей – все, кто узнавал об идее Оргадыкова, стремились внести лепту в ее реализацию. Со стороны местной власти также не было никаких преград.

Такой же одобрительной поддержкой встретили жители Калмыкии появление очередного сооружения с мантрой «Ом мани бадме хум» в Яшкульском районе. Крупные буквы из бетона и стали, выкрашенные белой известью, в октябре 2017 года установили члены Буддийского союза Калмыкии в память о Луузнг-ламе, который больше 20 лет служил в Яшкульском хуруле на благо всех живых существ. С тех пор все увидевшие мантру с легким сердцем продолжают свой путь. Буддисты верят, что образ, отпечатавшийся в сознании этих людей, будет благотворно влиять на человека вне зависимости от национальности, вероисповедания и пола. 

А весной 2018 года на въезде в Элисту со стороны Ставрополя была установлена арка, оформленная в национальном стиле, на которой выписано пожелание белой дороги. Красивое сооружение вызвало большой восторг у горожан и всех жителей республики, а фотографии новых ворот заполонили калмыцкий сегмент Интернета. Из заметки в «Степных вестях» все узнали, что это подарок предпринимателя Бориса Хачирова. По словам нашего земляка, выросшего в интернациональной семье, этим проектом он решил увековечить память о своих калмыцких предках, оставить на будущее как память детям и внукам, чтобы знали и чтили свои корни и семейные традиции.

Спустя два года по предложению Главы Калмыкии Бату Хасикова администрация Элисты озадачилась привести в порядок уже всю въездную группу со ставропольского направления. Историческая память оказалась практически стерта: стела не ремонтировалась с 1987 года. Было принято решение произвести реконструкцию двумя этапами – с одной стороны сохранить и восстановить первоначальный вид мозаики, а на второй части стелы обновить буквы названия города и установить герб Элисты. К началу осени вся работа была завершена, в том числе облагорожена территория – вокруг конструкции уложено плиточное покрытие. В планах – создание зеленой зоны вокруг стелы. По заверению руководства администрации калмыцкой столицы, благоустройство территорий въездных групп будет продолжаться и дальше.

Масштабные преобразования во внешнем облике столицы региона сподвигли к благоустроительным мероприятиям и власти в районах республики. Так, по поручению руководства Целинного РМО администрацией Оватинского СМО произведен косметический ремонт дорожного указателя с названием района. Большую помощь в этом оказал генеральный директор ООО «Капремстрой-НС» Николай Бембеев.

«По входному указателю можно судить, есть хозяин в районе или нет». «Театр начинается с вешалки, а район – с дорожного указателя!», – такие одобрительные отзывы оставили на страницах муниципалитетов в инстаграме оватинцы и жители других населенных пунктов района.

Практически одновременно с целиненцами жители Сарпинского РМО привели в порядок «визитную карточку» своего административного центра. На средства из бюджета Садовского СМО за короткий срок была проведена реконструкция стелы на въезде в село со стороны Элисты. Теперь – совсем другой вид, с удовлетворением отмечают местные жители.