Власти города и республики принимают экстренные меры по ликвидации последствий стихийного бедствия

«После дождичка в четверг» – что это такое, элистинцы теперь знают не понаслышке. В ночь с 23-го на 24-е февраля, с четверга на пятницу, в результате стремительного таяния снегов из-за резкого потепления накануне и дождя, шедшего над городом почти полсуток без остановки, потоки воды устремились в низины и, переполнив русло речки Элистинки, затопили десятки частных домов в южном районе степной столицы. В одночасье город, стоящий на песках, местами превратился в степную Венецию.

На следующий день, несмотря на то, что это был выходной, Глава РК Алексей Орлов экстренно созвал заседания республиканской комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также президиума правительства, на которых были рассмотрены вопросы о принятии мер по ликвидации последствий стихийного бедствия.

По сообщению пресс-службы главы региона, Алексей Орлов отметил, что на сложившуюся ситуацию властные структуры отреагировали оперативно. Так, уже вечером 23 февраля, после поступления сигналов бедствия в ГУ МЧС России по РК от владельцев частных домовладений оперативной группой в составе спасателей МЧС, руководителей городских управлений и служб были проведены необходимые работы по определению объектов подтопления и их обследованию, а также обеспечены организационные мероприятия по откачиванию воды на вышеуказанных улицах (прорыты дополнительные арыки для ускорения сброса воды) и эвакуации граждан из зоны затопления. Определен пункт временного размещения пострадавшего населения – в здании Элистинской специальной коррекционной школы-интерната по ул. Леваневского, 18.

Постановлением главы администрации г. Элисты введен режим повышенной готовности на территории столицы с 23-го на 24-е февраля. В самой городской администрации пятница была объявлена рабочим днем по всем структурным подразделениям.

Согласно оперативным данным, в результате подтопления пострадало 23 подворья южного района калмыцкой столицы, расположенные по улицам Кирова, Байдукова, Чернышевского, Канукова, в которых проживает, согласно официальной регистрации, около 60 граждан.

По словам главы региона, ситуация не является критической, однако требует слаженности и четкости совместных действий властных структур для оперативного и эффективного оказания помощи пострадавшим и преодоления последствий стихии. С этой целью по его поручению создана специальная рабочая группа во главе с руководителем администрации Главы РК Артуром Дорджиевым.

О том, какие меры принимаются властями города и республики в связи с произошедшим ЧП, корреспонденты интернет-газеты «Степные вести» на следующий день, 25 февраля, решили узнать, побывав непосредственно на месте происшествия и поговорив с пострадавшими.

Первым делом мы наведались в центр временного размещения пострадавших граждан по улице Леваневского. Как убедились, в здании специальной коррекционной школы созданы все необходимые условия для приюта людей, оставшихся в результате трагедии без крова. Здесь имеются спальные комнаты, туалетные и душевые комнаты, столовая с трехразовым горячим питанием и зоны отдыха, предназначенные для игр детей, как внутри здания, так и во дворе.

В эвакопункте мы застали членов трех семей, которых привезли сюда из подтопленных домов по улицам Канукова и Кирова – Монхадыковых, Петровых и Жарниковых. Последние прибыли буквально на наших глазах. В коридоре мы увидели молодую женщину растерянного вида, стоявшую возле детской прогулочной коляски и тюков с вещами.

Представилась, зовут Ирина Жарникова, живет по адресу: улица Кирова, 126. Говорит, на этой улице их саманный дом затопило первым, от них вода пошла вниз и через часа два накрыла Канукова. Пострадавших в семье шестеро – трое детей, девяти, четырех и полутора лет, и трое взрослых. По словам Ирины, муж поехал со старшими детьми в Солнечный до родственников, а бабушка с младшими гуляла на улице. Как сказала Ирина, разместившись, планирует вернуться домой, будет убираться там. Дому их 40 лет, он довольно крепкий, однажды (дело было, правда, давно) уже переживал подобное наводнение.

По словам Айсы Монхадыковой, жительницы дома № 76 «а» по улице Канукова, условиями размещения они довольны. Для нее, матери троих детей, из которых двое ходят в третий и первый класс, а младшая дочь – грудничок, к тому же инвалид, главное то, что у детей есть все необходимое – часть вещей привезли родственники, часть выдали на месте. Управляться с детьми ей помогает мама, которая накануне трагедии приехала к ним из Яшкуля, чтобы поздравить зятя с мужским праздником, и так всех вместе их и эвакуировали.

«Наш дом находится в тупике из трех домов, на пятачке, рядом с которым протекает Элистинка. В прошлом году мы сделали пристройку к дому и стали жить в этой зимней благоустроенной кухне, – рассказывает Айса Николаевна. – 23-го февраля, где-то в полдевятого вечера, у нас прорвало канализацию, и вода стремительно стала заливать и кухню, и дом, в котором вода поднималась из подполья. Пять часов выгребали, а вода все прибывала. До часу ночи ждали спасателей. В полвторого резко распахнулась входная дверь, и в дом хлынул поток уже со двора. Это было как цунами! Волны грязи с речки и нечистот, принесенных ею из затопленных септиков вышерасположенных домов, – все это залило наш дом – уровень воды был нам по пояс. Все вещи, вся мебель плавали, извините, в дерьме. Дети кричали от страха, сидя на плечах у взрослых.

Позвали родственников – кто смог приехать, забрали некоторую одежду, документы также успели спасти. Сейчас потихоньку перевозим остальной скарб, нужно еще привезти школьные вещи. Прямо не знаю, за что хвататься. Сердце кровью обливается, видя, во что превратился наш дом!».

Вместе с Айсой Монхадыковой, с разрешения которой мы приехали по указанному ею адресу, оглядываем помещения, представляющие печальное зрелище. Вода из них ушла, остались лишь небольшие лужицы и грязные разводы на полу да на стенах. От недавнего ремонта не осталось и следа.

В доме ее соседки Валентины Петровой – аналогичная картина. Хозяйка, узнав, что мы журналисты, заметила, что мы первые из местных СМИ проявили интерес к их бедам. Едва сдерживая слезы, молодая женщина поведала о том, что с ними произошло.

«В доме мы живем вчетвером – моя мама и я с двумя детьми. Я воспитываю их без мужа, – говорит Валентина Геннадьевна. – Три года назад купила этот трехкомнатный дом с использованием средств материнского капитала, сделала в нем евроремонт, пристроила ванную комнату в 9 квадратов с хорошим котлом, дорогой сантехникой и теплым полом. Главное – когда покупала, у владельцев дома и соседей, живших на этой улице с давних пор, специально интересовалась, случались ли тут подтопления. Они уверяли, что за 20 лет такого никогда не было, и их родители, мол, жившие здесь еще раньше, не сталкивались с этим. Вот уж поистине, и на старуху бывает проруха…

Когда вода начала резко прибывать, меня охватил шок – все настолько быстро произошло. Первым делом заткнули чопом канализацию, сняв для этого гофру. Но вода продолжала поступать, непонятно откуда бралась – ведь полы забетонированы, а на двор мы даже не выглядывали, просто не до того было. Потом уже с подоспевшей сестренкой принялись вытаскивать и нести до соседей наиболее ценные вещи, документы, одежду детей, чтобы хотя бы они в сухом были – сами-то куда ни шло: на босу ногу в тапках, в чем были, по колено в ледяной воде складировали вещи на мебель, что повыше.

Наконец, около двух часов ночи, когда Водоканал запустил насосы, и воду с улицы немного откачали, до нас добрались МЧСники, вынесли сына с дочкой на руках. Те в истерике орут. Ужас! Передала с матерью детей в центр на Леваневского, а сама осталась с сестрой в этом потоке. Сидели на диване как на островке и смотрели на весь этот кошмар…»

По словам Валентины Петровой, она не представляет, что теперь ей делать. Детей надо вести в школу, самой на работу идти уже не придется – будет либо брать отгул, либо увольняться. После праздников примется бегать по инстанциям – первым делом в орган опеки, так как у нее несовершеннолетние дети, и дом находится в долях на них. Также она планирует обратиться за юридической помощью к адвокату. По ее словам, на материальную компенсацию она не согласна – в любом случае она будет меньшего размера, чем вложенные ею в обустройство жилья средства. Да и как после этого жить, вопрошает она, в насквозь отсыревших помещениях, со следами нечистот и еще бог весть чего, ей с маленькими детьми, которые и без того постоянно болеют?!

… Когда мы, поговорив с хозяйкой дома, вышли во двор, столкнулись лицом к лицу с заместителем главы администрации Элисты Галиной Васькиной и начальником столичного управления городского хозяйства и административно-технического контроля Валентиной Малиевой, которые прибыли в сопровождении замминистра по строительству, дорожному хозяйству и транспорту Натальей Ошлановой. Вместе они с пятницы инспектируют дома в зоне подтопления.

Васькина с Ошлановой принялись о чем-то расспрашивать хозяйку, Малиева «висела» на телефоне, отдавая какие-то распоряжения работникам муниципальных предприятий по поводу подключения дома к системе газоснабжения и прочих технических моментов, попутно заглядывая в подполье в поисках задержавшейся там воды. Следом в дом зашли сотрудники МЧС в составе дежурного смены Сергея Максимова и его подчиненного, которые также принялись осматривать жилые помещения.

Отвлекать расспросами никого из них мы не стали. Видно, что все заняты делом, смертельно устали, все выходные работали. Да и о каких-то выводах говорить пока преждевременно.

Как мы поняли, после решения вопросов с размещением жильцов подтопленных домов в эвакуационном пункте и обеспечением их всем необходимым, следующим по приоритетности стоит вопрос об установлении размеров и порядке выплаты компенсаций пострадавшим собственникам жилья.

Напомним, как уже ранее сообщали, Глава РК поручил Министерству социального развития, труда, занятости населения РК и администрации г. Элисты уточнить все категории граждан, пострадавших в результате подтопления, а также совместно с правительством и республиканским министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству подготовить соответствующие предложения к понедельнику, 28 февраля.

При этом, как отметил Глава Калмыкии компенсации необходимо определить по двум направлениям – на восстановление жилищного фонда и за потерю имущества. Кроме того, по словам руководителя республики, восстановление жилых помещений может осуществляться либо за счет компенсационных выплат самими пострадавшими, либо усилиями городских и республиканских предприятий.

              Фото Николая Бошева