В Национальном музее Калмыкии им. Н. Н. Пальмова состоялась встреча деятелей культуры и искусства, сотрудников республиканских учреждений этих сфер, представителей творческих союзов с почетным представителем Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ, верховным ламой (шаджин-ламой) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, священнослужителями центрального хурула и министром культуры и туризма республики Хонгором Эльбиковым.

Долгожданная для обеих сторон встреча задумывалась как  неформальное мероприятие, о чем попросил Ринпоче, и действительно вылилась в теплое дружеское общение. Все собравшиеся по духу являются единомышленниками, ведь культура и религия являются частью друг друга и выполняют одну миссию – облагораживают человека. Роднит музейщиков с центральным хурулом и то, что в «Золотой обители Будды Шакьянуми» с момента открытия храма действует филиал Национального музея республики. А нынешний министр культуры и туризма степного региона и вовсе в недавнем прошлом был помощником шаджин-ламы, его правой рукой. Так что, как говорят в таких случаях, собрались все свои.

Это событие стало вдвойне радостным, поскольку пришлась на первые дни светлого праздника Цаган Сар, священного для всех калмыков. И приход шаджин-ламы в гости к служителям музея, кстати, впервые с момента переезда в новое современное здание, являющееся общим домом для работников культуры и пристанищем отраслевого министерства, был всеми расценен как счастливый знак.

Открывая встречу Тэло Тулку Ринпоче отметил, в этом году исполняется 25 лет, как он был избран шаджин-ламой калмыцкого народа. «Когда я смотрю назад, на пройденный нами за этот период путь, оцениваю то, что сделано, чего не удалось достичь, подсчитываю все наработанные плюсы и минусы, понимаю, что в целом результаты моей работы как верховного ламы Калмыкии – очень позитивные. Я никогда не говорил: вот этот хурул построен мною, в том-то моя заслуга, я то-то и то-то решил и сделал. Нет. Мы сделали это вместе, общими усилиями достигли всего того, что сегодня имеем», – подчеркнул Его Высокопреосвященство.

Придя в начале 1990-х к управлению буддийской сангхой в Калмыкии, встав у руля Объединения буддистов республики, шаджин-лама с горсткой единомышленников фактически начал с нуля возрождать религию и духовные традиции калмыцкого народа. Первым делом встал вопрос об обучении кадров священнослужителей. Он собрал группу мальчиков – 18 человек и отправил их на учебу в Индию, в монастырь Дрепунг Гоманг, из стен которого вышел сам, где дают лучшие знания по буддизму. Из этой первой группы там остался только один, остальные, не выдержав испытаний, вернулись.

Затем была отправлена вторая, третья группы послушников, в результате методов проб и ошибок процесс обучения новобранцев стал налаживаться. С каждым целевым набором мотивация ребят обучиться монашескому делу становилась все более выраженной, воля их крепла. В итоге спустя годы из Дрепунга прибыли хорошо обученные молодые калмыцкие ламы, пополнившие ряды опытных тибетских монахов, приехавших по благословению Его Святейшества Далай-ламы в Калмыкию возрождать здесь буддийскую сангху и передавать свои знания нарождающемуся калмыцкому духовенству.

Как итог всей этой большой и кропотливой работы, сказал Тэло Тулку Ринпоче, сегодня мы имеем главное достижение – первого за последние 80 лет калмыцкого монаха, защитившего звание доктора буддийской философии. Этим выдающимся человеком является Мутл-геше (Овьянов). К слову, он отправился на учебу в Индию в составе четвертого целевого набора. Получение им высокой ученой степени в ноябре прошлого года стало радостным событием для монашеской общины центрального хурула и всех верующих Калмыкии. Но еще за полтора года до этого, в апреле 2015 года Мутла Овьянова, тогда еще в звании гелонга, шаджин-лама назначил настоятелем центрального хурула РК, а другого выходца из своего «гнезда», Санана-гелонга (Матвенова) – администратором Алтн сюме.

То же самое было и с культурой, привел аналогию шаджин-лама. Были времена, в Советском Союзе, когда культура как одна из социальных отраслей народного хозяйства была развита на высоком уровне – литераторы, художники получали от государства заказы на свои произведения, артисты выступали на всевозможных сценах, ездили на гастроли, и никто в смысле творчества особо не нуждался. А потом все рухнуло. Настала другая эпоха, экономика перешла на рыночные рельсы, и культура, которая всегда была дотационной сферой, пришла в упадок. У людей творческих профессий начался кризис. Не все смогли выстоять перед суровыми вызовами времени и остаться верными призванию.

Но те, кто остались – эти поистине великие люди, настоящие энтузиасты, творцы на все времена, они заслуживают огромнейшего уважения. И государство, и общественность, конечно, выражают работникам культуры признательность за их труд, за их высокую миссию – нести радость людям, наполнять наши души теплом, просвещать духовно. Согласитесь, это ли не подвиг – трудиться за мизерную зарплату в условиях плохой материально-технической базы учреждений, думая при этом о главном – о  зрителях, слушателях и читателях, репертуаре и высоком качестве исполнительского искусства, пополнении книжных и музейных фондов.

Как в условиях экономического кризиса и кризиса социума, которые охватили современную Россию, как и весь мир, впрочем, малым народам сохранить свою национальную культуру, язык, религиозные традиции, во все времена являвшимися духовными скрепами любого общества? Выход один – объединяться, искать внутренние резервы для развития, пытаться найти какие-то основополагающие идеи, запустить ключевые механизмы самосохранения, препятствующие разрушительным процессам извне и изнутри.

По мнению народного артиста Калмыкии, композитора и исполнителя Аркадия Манджиева, способ достичь этого существует только один – это человеческий фактор. Нужно искать, находить и развивать таланты. Поколения творцов, взращенных в прежние эпохи, советской школой подготовки кадров, уходят, на смену им должна прийти талантливая молодежь, с горящими глазами, неугомонная, свободная и пытливая. Но даже самые яркие алмазы нуждаются в огранке, и это молодое племя нужно точно так же обучить, чтобы явить их творческие таланты миру, и они приносили пользу людям.

Подобно тому, как Тэло Тулку Ринпоче сумел взрастить священнослужителей для Калмыцкого хурула, фактически из небытия вернув к жизни монашескую сангху в республике, точно так же нужно готовить кадры в сфере культуры, считает Аркадий Манджиев. Для этого, по его мнению, необходимо, чтобы этношкола, построенная в седьмом микрорайоне (ныне это здание занимает Республиканский дом народного творчества) стала в полном объеме выполнять задачи, которые ей изначально отводились. Должна быть школа-интернат для одаренных детей со всей республики, и это не будет просто место, где калмыцко-говорящих детей научат варить джомбу, играть в альчики, танцевать и играть на домбре, а настоящее учебное заведение с национально ориентированной программой обучения. Причем в дальнейшем выпускников этношколы должны встретить училища искусств, а оттуда они, так же целевым набором, смогут отправиться на учебу в консерватории и академии искусств. И вот так, с малых лет пестуя, ведя и направляя, по всем ступеням обучения творческим профессиям, республика сможет воспитать национальные кадры для отрасли культуры, полагает Манджиев.

Идею, высказанную уважаемым мэтром, разделяют все работники культуры, о чем можно было судить по тому, как его слова были поддержаны дружными аплодисментами. Хонгор Эльбиков в ответ на выступление прославленного деятеля культуры сказал, что высказанная им тревога за будущее калмыцкой культуры ему также близка, и работа в направлении по обеспечению преемственности поколений артистов, режиссеров, художников и музыкантов является одним из приоритетных направлений в деятельности возглавляемого им министерства культуры и туризма.

Действительно, пожалуй, именно за последние два года в отрасли мы можем наблюдать качественные изменения, выразившиеся в притоке новых молодых артистов в профессиональные художественные коллективы, обновленном репертуаре театров и ансамблей, открытии новых имен и многочисленных наградах и премиях. Примером тому является оглушительный успех прошлогодних премьер – спектакля Национального драматического театра им. Б. Басангова «Я – Будда», поставленного братьями Баатром и Аркадием Манджиевыми и Виктором Хаптахановым, детский балет «Живая вода», воплощенный непревзойденным Петром Надбитовым, этно-хореографическая программа ансамбля «Тюльпан» «Чоносы», рожденная талантом художественного руководителя Валерия Эрдниева.

Как признался шаджин-лама, музыкальная инсценировка из жизни принца Гаутамы стала настоящим подарком для него не только как духовного лица, но и как зрителя. Он давно мечтал увидеть на сцене нечто подобное.

Еще одним доказательством того, что симбиоз идей и талантов может привести к успешной реализации самых смелых задумок, является проект, реализуемый калмыцким хурулом совместно с министерством культуры и искусства республики – «Подношение музыкой». В 2015 году впервые в истории Калмыкии, да и во всем мире, пожалуй, оркестр из 280-ти домбристов под управлением дирижера Национального оркестра РК Савра Катаева под открытым небом на фоне величественного буддийского храма исполнил лучшие калмыцкие песни и наигрыши. Публика, среди которой было множество иногородних и иностранных туристов, была в полнейшем восторге.

На следующий год оркестр состоял уже из пятисот музыкантов, и снова был успех. А в будущем, к 2020 году, поделились планами Тэло Тулку Ринпоче и Хонгор Эльбиков, они мечтают устроить грандиозное шоу, где будет задействовано не менее тысячи домбристов.

Как отметил шаджин-лама, он очень благодарен всем людям, которые помогали ему все эти годы и сейчас находятся с ним на одной волне. В их числе немало представителей творческой интеллигенции Калмыкии, которых он может назвать своими друзьями и единомышленниками, и с которыми ему удалось реализовать многие проекты . Это и строительство хурулов и ступ, и ряд просветительских и благотворительных социальных проектов. Вместе у нас получится еще многое, сказал с уверенностью Тэло Тулку Ринпоче.

 

Фото Герел Нуровой