Калмыкия вошла в пятерку регионов-лидеров по развитию ветряной энергетики в России. Об этом сегодня на вебинаре, посвященном презентации нового «Обзора российского ветроэнергетического рынка и рейтинга регионов за 2020 год» сообщил президент Российской ассоциации ветроиндустрии (РАВИ) Игорь Брызгунов. Обзор подготовлен экспертами РАВИ и Центра энергетики Московской школы управления «Сколково».

В этом году рейтинг регионов сильно обновился. Многие лидеры прошлых лет потеряли свои позиции, либо заняли более низкие строчки. Во многом это объясняется тем, что появились новые игроки, обладающие более мощным природным потенциалом (например, в Калмыкии ветра значительно больше, чем в Ульяновской области), а также изменением критериев оценок. Теперь одним из важнейших критериев является также перспектива роста мощности ветроэлектростанций (ВЭС).

Так, анализ показывает, что в Ульяновской области и Краснодарском крае строительство ветряных мощностей в ближайшие годы будет сокращено, а в Ставропольском крае, наоборот, увеличено.

В целом нынешний рейтинг регионов-лидеров выглядит следующим образом:

  1. Ростовская область;
  2. Республика Калмыкия;
  3. Ульяновская область;
  4. Ставропольский край;
  5. Республика Адыгея.

Первое место заслуженно закрепилось за Ростовской областью. Комментируя высокие позиции, представитель ростовского Минпрома  Вячеслав Тимченко сказал, что ростовчане первыми в России начали строить ветропарки. В настоящее время суммарная мощность ветроустановок, выдающих электроэнергию, здесь составляет 750 МВт.

Более того, в области сформирована мощная индустриальная база для ВИЭ-отрасли, под выпуск оборудования создаются новые рабочие места.

У Калмыкии – свой алгоритм развития. В прошлом году здесь были построены три ветропарка, два из них – международной компанией «Фортум». Директор по перспективным проектам и анализу рынков ПАО «Фортум» Анатолий Трухин подчеркнул, что несмотря на трудные времена, связанные с пандемией, компании удалось при конструктивном взаимодействии с республиканскими и районными властями выполнить все намеченные планы.

Вместе с тем он отметил, что в ближайшие годы придется привыкать к работе в новых условиях: Евросоюз планирует ввести трансграничный углеродный налог, что, несомненно, скажется на экспортной деятельности российских промышленных предприятий. Более того, ужесточение требований к снижению углеродного следа и выбросам парниковых газов, прежде всего к СО2, будет наблюдаться по всему миру.

После 2024 года вступит в силу новая государственная программа поддержки ВИЭ. По объемам финансирования будет она значительно меньше, чем планировалось вначале. Параллельно будут ужесточены требования к локализации иностранного производства в России, а также требования к развитию экспортной составляющей отечественной ВИЭ-индустрии.  Все это заставляет о многом задуматься, но не является причиной для свертывания деятельности. Это – мотивация подумать о введении новых, негосударственных инструментов поддержки ВИЭ.

Несколько слов представитель «Фортума» сказал также о тарифах на ВИЭ-электричество. Он подтвердил, что ВИЭ-энергия стоит пока не дешево, но пояснил, что надбавку платит не регион, где построены ветряки и солнечные батареи, а промышленные потребители данной ценовой зоны (Калмыкия относится к первой ценовой зоне). Для населения и приравненных к нему категорий потребителей стоимость электричества жестко ограничивается государством.

Минувший год для ВИЭ-энергетики России оказался в какой-то степени переломным: несмотря на пандемию, в стране введено в эксплуатацию более 1 ГВт мощности ветроэлектростанций (ВЭС). Таким образом, можно констатировать, что в России создан рынок ветроиндустрии.

По сравнению с мировыми масштабами цифра может показаться мизерной (в мире эксплуатируется 743 ГВт ВЭС), но для России это – настоящий прорыв. К 2024 году общая мощность ветропарков в нашей стране достигнет 3,5 ГВт.

Ветроэнергетика является драйвером развития территорий, отметил аналитик РАВИ, ассистент Санкт-Петербургского политехнического университета Роман Денисов. Поэтому региональные руководители новой формации с большим вниманием относятся к развитию возобновляемой энергетики, создают благоприятные условия для реализации ВИЭ-инвестпроектов.

Отвечая на вопрос корреспондента «Степных вестей» – какая польза будет Калмыкии будет от ожидаемого перехода на стопроцентное «зеленое» электропотребление, если учесть, что республика не обладает пока серьезным экспортным потенциалом, а проблем с чистым воздухом тут и без ВИЭ никогда не было, – Р. Денисов прежде всего указал на очевидный «плюс»: «зеленую» энергию у республики, безусловно, будут закупать как соседние регионы, так и промышленные компании, которые заинтересованы в снижении углеродного следа. И количество таких покупателей будет только расти. «У Калмыкии отличный ветропотенциал, она должна им воспользоваться», – заключил эксперт.