Второго июля завершился земной путь самой известной домбристки калмыцкого народа. И с этого дня навечно в памяти людской и в истории калмыцкой культуры будет ставшая легендарной еще при жизни, до последних своих дней так и не превзойденная никем Булгун Бюрчиевна Манджуракова. Сегодня родные и близкие совершат соответствующие обряды и соберутся за поминальным, «долан хонгин», столом.
Она была народной артисткой Калмыкии до официального присвоения этого звания в 2003 году «за выдающийся вклад в возрождение и развитие национальной музыкальной культуры, получившей широкое общественное признание». Звание заслуженной артистки Калмыцкой АССР получила в далеком 1979 году. Долгие плодотворные годы работала в Государственном ансамбле песни и танца «Тюльпан». Аккомпанировала легендам калмыцкой сцены Валентине Гаряевой, Валентине Ильцарановой, танцорам «Тюльпана». Вместе с ансамблем гастролировала по всему миру. Награждена почетными грамотами Президиума Верховного Совета КАССР, Министерства культуры СССР, Министерства культуры КАССР, Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров КАССР.
Но самым бесценными для нее были слова признательности ведущих профессиональных артистов ансамбля. Она услышала их, прочитала при жизни – благодаря тому, что в 2012 году, к 85-летию артистки, была издана книга «Билгтә домбрч Булhн Манджуракова» (автор-составитель Мингиян Лиджиев). И очень была смущена, как, впрочем, и тогда, когда ее поздравляли со званием народной артистки. «Это Валентина Гаряева, Валентина Ильцаранова – народные артистки! Я им просто играла!», – сказала она, когда мы беседовали об этой книге.
Сама Валентина Гаряева в книге отдает должное природной скромности и душевной широте Булгун Бюрчиевны: «В ее сердце и в ее доме хватало место всем. Ее любили коллеги за высочайший профессионализм, за порядочность, скромность и широту души». Заслуженная артистка РСФСР, Герой Калмыкии безмерно благодарна своему творческому единомышленнику, ведь только с ней, с Булгун Бюрчиевной, с первых дней знакомства была такая душевная близость, такой музыкальный контакт: «В ее лице я обрела подлинного единомышленника во всем, работая с ней, могла сколько угодно увлекаться, фантазировать, искать. И что самое замечательное: блистательная домбристка, Булгун Бюрчиевна тоже увлекалась вместе со мной, шла навстречу моим желаниям, нередко сама воодушевляла меня на творческие поиски новых решений в трактовке той или иной песни. Каждое наше совместное выступление всегда несло и несет в себе единство намерений двух равных в правах художников. Это проявлялось не только в нашей совместной концертной деятельности, но в поисках забытых народных песен. Меня давно беспокоила судьба одной чудесной плясовой обрядовой песни – «Жаhамл үстә». Не помню, когда и где я слышала эту мелодию. Но она запала мне в душу. Действительно, мелодия задорная, полная внутреннего огня. И текст, вероятно, был ей подстать. Об этом я могла судить хотя бы по одному сохранившемуся куплету. Но ведь с одним куплетом не выйдешь на сцену. Долго я искала текст этой песни, но тщетно. Однажды поделилась своей заботой с Булгун Бюрчиевной. Каково же было мое удивление, кода она тут же взяла домбру и напела несколько куплетов песни. Эту песню я всегда исполняла в своем репертуаре. С помощью Булгун Бюрчиевны обрели новую жизнь еще несколько старинных калмыцких песен. Она была не только талантливой домбристкой, но и автором песни «Герой Эрдни Деликов» и многих других. Всезаписихранятся в золотом фонде Калмыцкого радио. Они служат вечно живым источником, из которого черпают вдохновение новые и новые поколения музыкантов и исполнителей Калмыкии».
Заслуженный деятель искусств России, Герой Калмыкии Петр Надбитов всегда подчеркивает, говоря о постановке «Дербетовского тавшура»: «Благодаря Булгун Бюрчиевне мне удалось в полной мере раскрыть задуманный образ танца». Да, именно работа с талантливой домбристкой придала завершенность номеру: «Музыку для «Дербетовского тавшура» мне помогла подобрать Булгун Манджуракова. Мы выбрали с ней две музыкальные темы. Одна – народная песня «Аакин кююкн Котуш», а вторую Булгун Бюрчиевна сочинила сама. Она каждый день приносила мне на прослушивание новые мелодии, которые подбирала дома и на работе. Из множества танцевальных мелодий, наигранных ею, мы выбрали одну, которая нам подошла. Соединив две мелодии, внесли небольшие поправки и назвали мелодию «Дербетовский тавшур»… Музыка для этого танца в ходе постановки, с учетом характера и профессионализма Б. Манджураковой, подверглась некоторым корректировкам. С образом танца одновременно возник и музыкальный образ всего произведения. …Донести до зрителя благородную манеру, стиль, внутреннее достоинство, сдержанность, скульптурность, строгость, четкость и законченность формы танца и музыки… В музыке танца прослеживается живость, разнообразие характеристик, психологическая проникновенность, богатство музыкально-выразительных средств. Булгун Бюрчиевна через музыку передала интонации живой речи, души, создала тонкие психологические зарисовки».
Кандидат филологических наук Болха Борлыкова отмечает: «К сожалению, до сих пор никому из музыкантов не удалось более точно переложить музыку домбристки Булгун Манджураковой на ноты». Поэтому так бесценен золотой фонд калмыцкого радио, который, подчеркнем здесь особо, требует заботы и внимания правительства республики. Уместно будет заметить, что особого отношения к себе заслужили и журналисты, звукорежиссеры Радио Калмыкии, которые на протяжении десятилетий создавали и продолжают пополнять этот фонд.
Народный артист Калмыкии, талантливый домбрист Арслан Шавгуров попытался донести до нас, зрителей, уникальность ее игры на домбре и техники: «…Из простых на слух мелодий она делает их виртуозными, неповторимыми, единичными произведениями, насыщенными техническими приемами. Этот факт указывает на ее музыкальный талант как исполнителя и даже в какой-то мере как композитора… Чтобы сочинить и украсить мелодию, сделать из нее шедевр, Булгун Бюрчиевна использует технические, мелодические и ритмические украшения. Все это говорит о ее природном таланте. Она самородок. Пример – всеми любимый, узнаваемый на слух, танец «Дербетовский тавшур». Это высокотехническое музыкальное произведение, которое можно использовать в консерватории для сдачи технических зачетов и экзаменов как виртуозное произведение малой формы. В произведение включены такие приемы игры, как пережимы, сдергивания, элементы глиссандо левой рукой на грифе, а также невероятные ритмические рисунки, издаваемые правой рукой». А. Шавгуров с восторгом заключает: «Она продолжает ошеломлять зрителей своей безупречной техникой и экспрессивной выразительностью игры».
Мы, ее восхищенные поклонники, испытали это, когда Булгун Бюрчиевна открывала концерт 700 домбристов на площадке хурула. Когда ее объявили по толпе пошел гул восхищения. Но вот зазвучала ее домбра, и все замерли в благоговении, ведь как давно мы не слышали этих слов ведущего – «Играет Булгун Манджуракова». Да, она всегда была любимицей народа, и корни ее творчества – в народе, в семье.
Родилась в 1927 году в Шарнутах, в семье талантливых людей. Отец ее был простым тружеником, но с музыкальным талантом – был певчим в хуруле Чееря. Мама великолепно играла на домбре и была исполнительницей протяжных песен. Вместе с матерью она принимала участие в Олимпиаде, посвященной 500-летию эпоса «Джангар». Домбра и народные песни были в ее жизни всегда, и в годы войны, когда она играла на проводах односельчан на фронт, в депортации, и когда работала агрономом, вернувшись в Шарнуты. В Шарнутах был создан ансамбль «Теегин айс», и, конечно, она играла и пела в этом ансамбле. К 350-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России был организован в Элисте концерт, «Теегин айс» с успехом выступил в столице, ее игру на домбре заметили.
1966 год стал поворотным в судьбе Булгун Бюрчиевны. Ее включили в состав комсомольской делегации для поездки в Монголию, а потом пригласили в ансамбль «Тюльпан». Но дочка была совсем маленькой, поэтому, закончив курсы помощников режиссера, в 1967 году она начинает работать на телевидении. Но ее все же переводят в ансамбль «Тюльпан». Оттуда она и ушла на пенсию. И еще много лет оставалась активной участницей культурной жизни республики.
Общаясь с ней, творческая молодежь получало бесценные уроки подлинного народного искусства. А сам факт ее появления любому мероприятию придавал высокий уровень.
Светлая память о прекрасном человеке и талантливой домбристке будет жить вечно. Я уверена, вспоминая ее, люди будут желать молодым артистам такой же счастливой и прекрасной жизни в творчестве, какой она была у Булгун Бюрчиены Манджураковой. Поистине «алтн шорад даргддго» – «золото в песке не затеряется».
Фото из открытых источников и Николая БОШЕВА