12 августа, 17.00. Во дворе дома № 28 во втором микрорайоне Элисты не знали, что приедут правительственные гости. Потому старожилы пятиэтажки 1977 года постройки Лидия Горошаева и Надежда Лещенко вспоминали обо всех коммунальных проблемах. И неубранный мусор на контейнерных площадках, и разбитая дорога во дворе, и рассыпающиеся козырьки тамбуров у подъездов. Правда, аккуратно огороженные палисадники на придомовой территории и пластиковые трубы, ведущие слив дождевой воды с крыш подальше от отмостков на клумбы, говорят о том, что текущие вопросы местные активисты вместе с управляющей организацией разрешать научились.
Чуть позже сюда, на первый пункт рейда, подъехали вице-премьер Наран Кюкеев, врио начальника инспекции Госжилнадзора Мингиян Яванов и руководитель ЦУР Аралтан Бамбышев. Как пояснил Бамбышев, в Центр управления регионом поступает много жалоб элистинцев. С блоком вопросов о протекающих кровлях Глава республики Бату Хасиков поручил кабинету министров разобраться детально с участием всех сторон.
Когда речь зашла о прохудившейся крыше и испорченных квартирах последних этажей, люди заметно оживились. Елена Манджиева из 30-й квартиры объяснила: «Живу здесь восемь лет, и именно в последние осень, зиму и весну с семьей пережили потоп. В доме стояла «штора» из дождя и лужи глубиной в несколько сантиметров, по которым шлепал ребенок. Работы по нашим заявкам проводили, но это ненамного и ненадолго сдерживало очередной поток».
«Они же прямо на мокрые плиты накладывали материалы, вроде сушили что-то, бесполезно, как текло, так и течет. Плесенью уже покрылись стены и потолки. А сейчас МЧС прогнозирует грозы и ливни. Чего нам ожидать? Из шести подъездов у нас льет в пяти!» – возмущались многострадальные жильцы пятиэтажки. И попросили содействия правительства в том, чтобы дому провели капремонт пораньше, как в соседних более поздней застройки. «Двадцатый уже давно покрыли металлом. 25-й скоро будут ремонтировать, а ведь он позже сдался, нас почему-то поставили в очередь на 2023-2025 годы».
Вместе с представителями УК «Альянс-Сервис» чиновники пошли осматривать крышу здания и квартиры Елены Манджиевой и Лидии Минкеевой из 49-й квартиры. Увиденные повсеместно следы от рыжих потеков свидетельствовали без слов: латочный ремонт мягкой кровли результаты имеет весьма слабые.
Директор «Альянс-Сервиса» Ольга Кравченко признала, что этот год с ранней многоснежной затяжной зимой и обильной на осадки весной и даже летом доставил им много хлопот. Практика быстрых латаний дыр над квартирами отдельных заявителей в неудобное для кровельных занятий «мокрое» время отнимает силы и средства у компании. «Наняли новую бригаду рабочих, отказались от прежнего дешевого аналога и заказали более надежный дорогостоящий линокром, которым закроем всю верхнюю поверхность здания. Компания провела предварительный анализ и дала нам гарантию качества произведенных работ на три года. Ущерб некоторым квартирам восстанавливаем деньгами или ремонтом», – сказала Кравченко.
Елена Манджиева, квартиру которой обновляет бригада «Альянс-сервиса» адекватность нового директора отметила отдельно, к прежнему-то с вопросами было не подступиться. И вины компании в отсутствии капремонта, понятное дело, нет. По словам Яванова, коммунальщики по нормам вынуждены быстро реагировать на жалобы и производить текущие замены. Основательное же обновление зданий находится в зоне ответственности регфонда.
«Участников программы по замене мягкой кровли оценивают по трем критериям: состояние объекта, год постройки и 95-процентная оплата жильцов за капремонт хотя бы в течение шести месяцев», – разъяснил начальник госжилинспекции.
В доме 28 жители заливаемых квартир обещали поднять собираемость оплаты, если им твердо пообещают посодействовать. Зампредправительства Кюкеев резюмировал: «Региональный фонд аккумулирует средства и распределяет очередь. Управляющая компания гарантировала, что закончит ремонтировать крышу во вторник и надолго избавит от протечек. К тому времени подойдет ваша очередь в программе капремонта».
В четырехподъездной девятиэтажке шестого микрорайона ситуация чуть получше. Лифты здесь заменили три года назад после того, как жильцы дозвонились на прямую линию к Путину. С тех пор о замене гидроизоляционного покрытия здесь думают только в текущем порядке. Да и протекает здесь, по словам домкома Олеси Балкашиной, точечно. «Заявки регулярно подаю от дома в УК. Чинят, потом каждый раз в других местах течет. Но 153 квартиры я при всем своем желании охватить все не смогу. Видимо, кто-то обратился самостоятельно через соцсети в ЦУР. А компаний, которые нами занимались, было бессчетное количество, все обанкротились, последней была РУК. Сейчас нами заведует «Элиста», – рассказала домком.
Исполнительный директор «Элисты» Мингиян Салынов подвердил, что жильцы после обильного на осадки сезона «попросили более качественного и дорогого материала. Гидроизоляционный эластобит уже поступил. Работы, конечно, проведем за счет средств по статье ремонт и содержание».
На третьем пункте остановки по адресу улица Балакаева, 5, корпус 2 приехавшей делегации пришлось подниматься без лифта на девятый этаж, чтобы при тусклом освещении в душном подъезде выслушать эмоциональное выступление-претензию домкома Гиляны Чурюмовой. Однако выпады, как оказалось, адресованы прежнему руководителю ныне обанкротившейся компании «Союз». Так что в «воровстве» общедомового теплосчетчика, нерациональном использовании помещений общего пользования, неправомерных выплатах, заглохших лифтах директора эксплуатирующей организации «Наш город» Эрдни Манджиева никто не обвинял. Наоборот, Чурюмова твердо ответила, что претензий к сотрудникам «Наш город» нет. Поменяли аварийную электропроводку, нижний розлив теплой и холодной воды, наладили ситуацию по текущим оплатам. Но три наболевших вопроса у проживающих остались: прохудившаяся крыша, застывшие лифты и прежняя компания. Последняя «все еще снимает с наших карточек деньги, хотя давно с нами не работает. С прошлого года пишем заявления во все инстанции вплоть до республиканской прокуратуры и горотдела, но получаем отписки. Помогите дать уголовному делу ход», – настаивала домком и поддерживали жители.
Между тем ответы на прозвучавшие вопросы просты. Замена дорогостоящего лифтового хозяйства в республиканских реалиях возможна пока что по программе капитального ремонта. Жителям бывшего общежития, которые даже не получают квитанций на оплату за капремонт, легче будет зарегистрировать отдельный счет и отправлять ежемесячно деньги туда, чтобы распоряжаться накопившимися суммами по собственному усмотрению. Протекающую крышу обязана ремонтировать управляющая компания, и директор Манджиев подтвердил, что заказанный материал придет на следующей неделе. А вот наводить порядок во взаимоотношениях с прежней компанией нужно было вовремя.
«Компания «Союз» с 2020 года совершала грубейшие нарушения, из-за чего была исключена из реестра, инспекция аннулировала лицензию. Городская администрация вверила временное управление корпусом другой УК, которая отработала год и, с согласия жильцов станет управлять постоянно. Когда у людей возникают проблемы с организацией, надо руководствоваться договором управления многоквартирным домом, который можно найти на сайте ГИС ЖКХ. Если компания не выполняет требования, с жалобой через этот же сайт или Почту России обращайтесь в инспекцию Госжилнадзора. Мы реагируем на каждое обращение», – разложил как по полочкам Мингиян Яванов. Он же пояснил и по взиманию средств со счетов жильцов. Вероятно, это связано с иском конкурсного управляющего обанкротившегося предприятия «Союз», если суд признал задолженность владельцев по квартплате. О том, что обязанности компания не выполняла, необходимо было составлять акты хоть ежемесячно еще во время ее работы.
Вчерашняя поездка показала, что в решении проблем ЖКХ важна активность граждан. Содействие высоких чиновников поможет обратить внимание на проблему. Но решать ее собственникам помещений придется самостоятельно, подкрепив знания юридическими нормами и заручившись поддержкой управляющих организаций. Благо, что среди них много недавно образованных и, соответственно, старающихся выполнять требования принципиальных жильцов.
Фото Николая Бошева