Вице-премьер Калмыкии Наран Кюкеев вечером 14 сентября в прямом эфире в инстаграм подробно остановился на тезисах концепции развития аэропорта Элисты и ответил на вопросы пользователей. Сделал он это по итогам вчерашней презентации проекта, который Главе Калмыкии представил гендиректор “Новапорт Холдинг” Сергей Рудаков.

“Степные вести” подробно писали о тех перипетиях, которые в постсоветский период переживало ОАО “Элиста”, что превратили его в непростой для инвестиций актив, обремененный кредиторской задолженностью в 260 миллионов рублей. Однако в мае этого года, после активных действий власти самостоятельными усилиями хоть немного «разогнать» работу по авиаперевозкам в регионе, полным собственником аэропорта стала компания “Новапорт”, имеющая опыт роста сети в два десятка именно региональных воздушных ворот. С планами и прогнозами развития элистинского предприятия уже можно ознакомиться на сайте Главы РК и ютуб-канале.

Как пояснил зампредседателя правительства, сделано это для открытого обсуждения и конструктивных предложений, в том числе по конкретизации направлений расширенной маршрутной сети.

“Новапорт” предлагает сохранить существующую сеть на Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Сочи и Минводы, добавив уже в следующем году полеты в Казань с авиакомпанией Татарстана и Самару – базовый аэропорт зарекомендовавшего себя перевозчика ЮТэйр. На рассмотрении направления в Симферополь и Краснодар. Кроме того, аэропорт имеет статус международного, и в ближайшее летнее расписание собственник планирует включить еженедельные рейсы в демократичную Анталию по волгоградским ценам и более дорогой Кипр.

Все это приведет к увеличению пассажиропотока: от 100 тысяч (до конца этого года) к 130 тысячам – в следующем и 200 тысячам – к 2024-му. Это повлечет за собой требования по улучшению сервиса клиентов. Для того, чтобы вдвое повысить пропускную способность аэровокзала, в ближайшие несколько месяцев до весны 2022 года компания проведет реконструкцию здания существующего терминала, построенного, напомним, в 1970-х годах.

“Вип-зона” будет вынесена в отдельное помещение, заменена “грустная” багажная лента, количество стоек увеличится с двух до пяти, появится аналог зон беспошлинной торговли дьюти пэйд и введена клубная система прайорити пасс, что привлечет дополнительное финансирование от банков-партнеров программы.

К началу летнего сезона мы готовы будем обслуживать до 200 пассажиров в час вместо нынешних 100. Тогда у нас появится возможность принимать одновременно два рейса “Сухого Суперджет» или АТР-72, либо борт вместимостью до 150-200 кресел типа “Эйрбасов”, – сказал Наран Кюкеев.

Здание нового терминала, которое Сергей Рудаков на встрече с Бату Хасиковым обещал спроектировать по последнему слову архитектурной моды, начнут строить в 2024 году, чтобы закончить к 2025-му.

Примерно тогда же в проекте намечена и модернизация инженерных сетей аэродрома.   “Стратегический партнер “Новапорт” по плану приватизации стал обладателем 100 % акций аэровокзала и гостиницы. Все, что касается аэродрома – а это взлетно-посадочная полоса, инженерное оборудование, технические и навигационные системы, – осталось в полной федеральной собственности.

Ремонт электроснабжения, метео- и светосигнального оборудования, всего, что относится к взлету, посадке, рулению, размещению и обслуживанию самолетов, стоимостью в 4,5 миллиарда рублей войдет в комплексный план модернизации инфраструктуры на 2025-2030 годы. Ждем от Росавиации техзадания на формирование пакета мероприятий. В подготовке ПСД примет участие и “Новапорт”. После этих работ аэродром получит возможность игнорировать до 95 % неблагополучных метеоусловий.

Однако при благоприятных условиях функционирования авиапредприятия сроки могут сдвинуться и на более ранние, скажем 2024-2025-е годы”, – подчеркнул вице-премьер.  Кстати, о предприятии. Вице-премьер назвал достойной уважения работу коллектива под началом директора Батра Максимова в условиях дефицита средств и подобающих условий, под гнетом многомиллионных долгов.

Как говорил на вчерашней встрече гендиректор холдинга Сергей Руднев, зарплата сотрудников аэропорта Элисты не соответствует корпоративному уровню, что означает пересмотр в большую сторону. Как и расширение штата и создание новых рабочих мест на базе обновленного к весне терминала.

“По-хорошему, там должны быть места, где перекусить сотрудникам и клиентам, сопутствующие сервисы для возросшего количества пассажиров. Но поступления в налоговый бюджет за счет НДФЛ, думаю, местный бюджет уже заметил. Мы вовремя платим зарплату по-белому”, – заметил Руднев.

А на звучавшие ранее высказывания о невыгодной для республики сделке по продаже аэропорта “по цене московской квартиры” Кюкеев в прямом эфире ответил:  “Новапорт Холдинг” купил актив за 37 миллионов рублей и погасил задолженность в 260 миллионов. Очень неплохая такая квартира вышла”. (К слову, “СВ” вспоминали о двух ранее предпринятых неудачных попытках республики выставлять аэропортовый актив на аукцион сначала за 8,5 миллионов, а затем и за тысячу рублей.)

Конечно, поступил и больной вопрос о стоимости билетов в Москву. Вчера Сергей Руднев буквально на пальцах объяснил журналистам механизм формирования цен и возможность выхода из ситуации. Это еще раз “разжевал” Наран Кюкеев.

Сформированная автоматизированной системой бронирования цена часто зависит от спроса. “На московском и питерском направлении мы имеем до 85-90 % загрузки в такие пиковые периоды, как август. Переломить ситуацию с ценой сможем только с помощью конкурента, лоукостера. Но у той же “Победы” жесткие требования по наземному обслуживанию – не более 25 минут на дозаправку, регистрацию. Соответственно, нам нужно иметь хотя бы два трапа для рейса, чтобы пассажиры могли выходить из двух выходов. Пока мы такой возможности не имеем, к этому надо готовиться.

Плюс для прокачки других направлений постепенно уходим от программы субсидирования московских рейсов, как это делают другие регионы страны, кроме Калмыкии и Якутии. В 2021 году республика не субсидировала полеты Элиста-Москва с 7 марта до середины октября. Нужно создавать такие условия, чтобы компании работали и без этой помощи”.   Кроме того, вице-премьер кратко рассказал и о развитии железнодорожного сообщения в республике.

“Практика использования прицепных вагонов показала себя с хорошей стороны. Мы даже продлили рейсы в Анапу до конца сентября. Сейчас прорабатываем с РЖД и Федеральной пассажирской компанией поезда в Краснодар, Ростов-на-Дону, Сочи и Минеральные Воды”.