Главным событием первого дня работы калмыцкого экономического форума «Элиста-2021» стало определение победителей регионального этапа национальной премии «Бизнес-успех». Перед 17-ю финалистами состязаний за признание лучшим региональным бизнес-проектом по конкурсным номинациям и самую впечатляющую историю предпринимательского успеха стояла непростая задача. Это не только провести динамично и ярко презентацию своих товаров и услуг, чтобы получить максимальное количество баллов от компетентного жюри, но и понравиться также землякам, которые и есть их основная целевая аудитория.

 По словам исполнительного директора национальной премии «Бизнес-успех» Сергея Соловьева,  помимо оценки конкурсантов компетентным жюри в течение нескольких дней на сайте конкурса велось смс-голосование за каждого из участников его этапа в Калмыкии. У любого из них была возможность заслужить почетное звание «народный предприниматель».

«Мы видели, что предприниматели проделали большую работу для того, чтобы выступить сегодня на этой сцене. Мне как модератору было трудно ограничивать их выступление – настолько они горят своим делом и подходят к нему с душой, любовью. И еще важно отметить – во всех представленных проектах прослеживается ценность региона и социальная ориентированность. За это им огромное спасибо!» – заявил по окончании презентаций Соловьев. Также он поблагодарил членов экспертного жюри, отметив, что всех их дирекция нацпремии «Бизнес-успех» будет приглашать на следующие мероприятия в рамках всероссийского конкурса.

И вот настал момент оглашения имен новых бизнес-героев Республики Калмыкия. Все они как предприниматели зарегистрированы по месту жительства, в Элисте, что является одним из условий регионального этапа всероссийского конкурса.

Итак, в номинации «Лучший производственный проект» победа присуждена Елене Бадма-Халгаевой (компания «Территория вкуса»), премия «Лучший проект в сфере торговли и услуг» досталась Наталье Улановой (ИП Тен Игорь Виссарионович), «Лучший экспортный проект» – «Арт-тандыр» (ИП Кнурева Мария Владимировна). По мнению жюри, лучший женский проект представила Елена Настинова (компания «Ойрат-Телеком»). Лучшим социальным проектом названа деятельность студии детской хореографии «Байн тег» (ИП Эрднеева Баина Владимировна), ЗОЖ- проект в сфере бизнеса – Татьяна Ганжа (ИП Ганжа Юрий Владимирович). И, наконец, звание «Народный предприниматель» завоевала ИП Сарангова Дельгир Петровна. Кроме того, спецприза от членов жюри премии «Бизнес-успех» удостоилась ИП Мошулдаева Людмила Владимировна, владелица арт-галереи и пропагандист калмыцкой культуры.

В интервью журналистам участники конкурса поделились впечатлениями об участии в конкурсе и своими дальнейшими планами.

«Приятно получить победу в номинации «Лучший производственный проект», потому что я позиционирую себя как производитель в первую очередь, – поделилась генеральный директор компании «Территория вкуса» Елена Бадма-Халгаева. – Наше предприятие основано в 2018 году, специализируется на производстве полуфабрикатов для домашней кухни качества «Премиум» по классическим технологиям с использованием экологически чистых фермерских продуктов. Столько сил и энергии мы отдаем этому! И сегодня я рада была убедиться, что все это не напрасно – люди ценят наши изделия. Здесь на форуме ко мне многие подходили и признавались, что покупают наши пельмени, их дети очень любят вареники. Это нас очень мотивирует работать так же качественно и впредь».

В апреле этого года компания «Территория вкуса» стала победителем конкурса «Сто лучших товаров Калмыкии» и будет представлять нашу республику на конкурсе «Сто лучших товаров России», который планируется провести до конца года.

«Я очень признательна за поддержку и содействие в организационных вопросах, методическую помощь Министерству экономики и торговли республики, – говорит Елена Вячеславовна. – Через центр «Мой бизнес» мы получаем меры господдержки. Недавно подали заявки на несколько услуг, предоставляемые этим институтом развития бизнеса. Очень здорово, что в такое сложное время мы не одни, нас видят, понимают наши трудности и поддерживают. Участие в таком важном в плане имиджа для субъектов МСП региона конкурсе лучших товаров России и наша награда в престижной номинации нацпремии «Бизнес-успех» мотивирует работать еще больше и лучше. Теперь выходим за пределы республики, будем стараться достойно представить калмыцкий бренд – нашу знаменитую мясную продукцию на федеральном уровне».

Сходная бизнес-мотивация и у семьи предпринимателей Дельгир Саранговой и Сергея Легкоступа, которые также занимаются производством мясных полуфабрикатов и консервов премиального качества из местного сырья. По словам главы семейства, «калмыцкого зятя» и по совместительству управляющего компании «Ойрат», открыв свое дело шесть лет назад, они выбрали ориентацию на «внешний» рынок, реализуя продукцию через интернет-магазин. Правда, изначально супруга, на которую зарегистрировано ИП, была против, но под напором мужа сдалась. «Зажигает всегда и везде он, а я являюсь идейным вдохновителем и украшением его жизни», – кокетливо призналась Дельгир Петровна.

На вопрос, что, по их мнению, послужило решающим фактором успеха в народном голосовании, супруги ответили, что никого они к этому не привлекали, не просили за них послать смс. «Просто мы со многими нашими покупателями в дружеских отношениях. На каждой упаковке, будь то берики, блинчики или банки тушенки, стоит личный номер управляющего производства, моего супруга, – подчеркнула Дельгир Сарангова. – Если кого-то не устроило качество продукта или еще что-то в нем, покупатель может обратиться и потребовать возврата денег либо замены товара. Но пока рекламаций не было, тем более что полгода назад мы стали экспортоориентированным предприятием – продаем тушенку в Казахстан. Со всеми, кто хочет работать с «Ойратом» на условиях розницы или опта, готовы предоставить индивидуальные условия сотрудничества».

«Наша продукция не массового производства. Сделана больше, чем для себя. Ну, судите сами: мы соль для консервирования привозим из Зальцбурга (Австрия), где ее добывают на высоте в горах, в рудниках, и она абсолютно экологически чистая. Как у врача принцип «не навреди», так и у нас основная концепция – не испортить товар. Мясо, выращенное в Калмыкии, уникально по своим вкусовым качествам. И наша задача – с помощью хороших специй подчеркнуть это, не более того. За такой подход мы и получили золотую медаль и первое место на международной выставке в Москве «ПродЭкспо-2020», – отметил Сергей Легкоступ.

А Елена Настинова гордится тем, что она, представившая на конкурсе их с мужем Вячеславом детище – компанию «Ойрат», получила признание как успешная бизнес-леди. «Компания создана в 2005 году, начинали с одной точки по продаже сим-карт, упорно работали, активно развивались, менялись, улучшали и оптимизировали все бизнес-процессы внутри компании, строили эффективную команду в офисе и рознице. Сейчас это большой штат сотрудников и 20 салонов связи в республике», – описала путь становления своего дела элистинский предприниматель.

По словам Настиновой, в условиях пандемии и ограничений, при жесткой конкуренции с федеральными сетями «Ойрат-Телеком» развивается и увеличивает обороты. В 2020-2021 году открыты пункты выдачи товаров интернет-магазина «Оzon» и новые салоны-магазины техники Apple, Xiaomi. Причем представители известного китайского бренда предложили калмыцким предпринимателям стать их официальными дилерами в России.

Еще один пример успешного семейного бизнеса – производственное предприятие «Арт-тандыр». Мария Кнурева с супругом Николаем открыли его в 2011 году. Производят керамические печи-тандыры, в которых можно приготовить огромное количество разнообразных, полезных, невероятно вкусных блюд. Бизнес за последние годы масштабировался до впечатляющих размеров: востребованное в сфере ресторанного бизнеса оборудование успешно продается не только в регионах России, но и нашло устойчивый рынок сбыта в Израиле.

Узнав из выступления Марии Кнуревой о том, что в год предприятие перерабатывает 120 тонн сырья – высококачественной белой глины, член конкурсного жюри, известный калмыцкий предприниматель Олег Цохоров заметил, что ему известно, сколь непростое это дело. Говорит, в свое время он сам заинтересовался производством тандыров, но из-за сложностей с сырьем отказался от этой идеи. Поэтому деятельность «Арт-тандыра» у него вызывает большой интерес и успех владельцев предприятия действительно впечатляет.

По словам Цохорова, сейчас реализуется проект по созданию агропарка в Элисте, в котором он участвует, и в качестве поддержки мастерской Марии Кнуревой предложил ей поддержку в получении производственного помещения на будущей площадке. Это обеспечит акселерацию ее бизнеса. Предприниматель выразила большую признательность Олегу Цохорову за очень своевременную помощь.  К слову, Цохоров, награжденный за заслуги в сфере благотворительности почетным званием «Человек года-2021», в этот день предложил от себя конкретную помощь и другим участникам конкурса.

Весьма ценными были и практические рекомендации, высказанные другими экспертами. В частности, с мастер-классом по франчайзингу выступил Василь Газизулин – один из руководителей группы компаний «Руян» и основателей Руян-города, выпускник Академии предпринимательства «Экспедиция» 2004 года. Он рассказал об инструментах для продвижения в регионе франшизы, посоветовал, где найти партнеров для развития франчайзинговой сети, как с помощью нее экспортировать товары и услуги.

Во второй день экономического форума «Элиста-2021» запланировано проведение тематических секций с участием представителей органов власти регионов и предпринимательского сообщества. Как подчеркивают организаторы мероприятия, для безопасности участников форума в связи с эпидемиологической ситуацией в регионе соблюдены все меры предосторожности.

Фото: Николай Бошев