Театральный сезон в Элисте открыл 16 октября Республиканский русский театр драмы и комедии. Открыл в отремонтированном и оснащенном технически помещении, но об этом «Степные вести» уже писали. Отметим, что капустник «Под крышей дома своего!» очень порадовал зрителей, которые с нетерпением ждали возвращения любимого театра в родные стены. Друзья, театралы заметили, что на подмостках театра появились молодые незнакомые лица. В рядах «прибывшего полка» числится и актриса Лада Зубкова. Но зрители ее уже знают по спектаклю «Наташина мечта». Пьесу современного драматурга Ярославы Пулинович поставила в русском театре режиссер, заслуженная артистка Калмыкии Марина Кикеева. Мы смотрели спектакль трижды. Это был показ профессиональной публике (сдача в период закрытия театрального сезона) и на другой день спектакль смотрели зрители. Уже после открытия театрального сезона спектакль в рамках «школьного абонемента» сыграли для юношеской аудитории. Зрители всех трех просмотров смотрели спектакль на одном дыхании (буквально замерев), и после финала, в трех случаях, была пауза (зритель еще не вышел из действия) …и аплодисменты.

Аплодисменты особые – громкие, но сдержанные и осмысленные. В них было потрясение от драматической жесткой истории детдомовской девочки-подростка и восхищение игрой актрис.

Свою признательность актрисам попросили нас передать студенты торгово-экономического колледжа (пришли в театр по «Пушкинской карте»): «Очень эмоциональный спектакль. И как они играли! Передайте актрисам, что они играли замечательно». Да, спектакль «Наташина мечта» впечатляет, некоторых шокирует неприглядностью самой истории и словарным запасом героини. Современный жесткий драматический материал о детдомовке понравился не всем. «Зачем показывать такое в театре? Что, мы грязи в жизни мало видим? Еще молодежь в театре такое слышит! – с возмущением выговаривала мне исполнительница прекрасных романсов. – Театр, искусство должно возвышать, показывать красоту! А здесь?!». Но зрители в селе Садовом на спектакле плакали, потом подходили и говорили просто: «Спасибо».

«Степные вести» попросили высказать свою позицию режиссера спектакля Марину Кикееу. Разговаривали по телефону, так как режиссер на сессии в ГИТИСе в Москве:

– Марина Викторовна, я читала пьесу. Автор пишет историю, которая далека от ее жизни. Она не прошла круги внутреннего ада как Достоевский, написавший «Бедные люди», «Записки из подполья». Ваше сочувствие, тревогу за героиню чувствует зритель с первой сцены. Одна из зрительниц сказала: «Я все время боялась, что этот Валера что-нибудь с ней сделает». Вы сочувствуете Наташе?

– Она же не виновата, что оказалась в такой ситуации (как говорят органы опеки, «в тяжелой жизненной ситуации» – Ред.). Ее обманули все. С ней никто не разговаривает – ни мать, ни воспитатели, ни Валера, к которому она потянулась. Она просит, открыто, по-детски; «Ну, спросите меня: «Наташа, а какая у тебя мечта?». Мечта у нее простая – быть любимой, быть родной. Мы, благополучные семейные люди, не разговариваем с детьми по душам, и о душевном – с близкими. Одна женщина после спектакля призналась, что задумалась и поняла, что ведь действительно не разговаривает она с дочерью. Мне важно, что зритель услышал Наташу и меня. Это спектакль не для молодежи, конечно, и они должны посмотреть его, он для нас – взрослых.

– Тамара Георгиевна Параева (заслуженная артистка Калмыкии, режиссер – Ред.) выразила восхищение вашей режиссерской работой с актерами: «Она растворилась в актерах. Многие современные режиссеры придают больше значения форме и трюкам. Здесь душа. Кричащие зоны молчания. Мхатовское проживание молчанием. И минимализм сценографического решения – пустая сцена лишь со скамейкой и белым полотнищем, которая создает ощущение тревоги и безысходности!».

– Спасибо, Тамара Георгиевна! Да, я специально делала акцент только на актерскую игру. Актрисам было сложно, и вначале они не понимали, как существовать на сцене. Они не могут спрятаться за декорации. Их реквизит – это то, во что они одеты, – ночнушка, ватник, платок, сапоги, и то, что дали им в руки, – наушники, заколка.

Зрители и актеры оценили работу актрис. Наталье Ежковой уже определили амплуа острохарактерной актрисы, но она сильная драматическая актриса (после сдачи спектакля заслуженная артистка РК Наталья Медведева услышала слова высокой оценки от актеров старшего поколения и поздравления с сильным прорывом в профессии – от сотоварищей по сцене – Ред.). Ладе Зубковой повезло играть такую роль в таком драматическом материале, и она справилась, зрители ее отмечают. Вначале было сложно и потому, что мы работали над спектаклем в свободное от основной работы время, я была занята работой в калмыцком театре, но затем мы полностью погрузились в работу над «Наташиной мечтой». Конечно, это уже выстроенный в голове режиссера спектакль. Спонтанно ничего не происходит, это работа идет внутри много лет. Мы еще в студенчестве с Эльзой Сельвиной начинали работать над этой пьесой (пьеса успешного драматурга уже второе десятилетие широко ставится в РФ и за рубежом). Там у нас были три Наташи (в тексте И. Пулиновича одна героиня). В работе над этой постановкой «проявились» два персонажа – Наташа шестнадцатилетняя и Наташа после произошедшего.

– Этот спектакль идет в зачет вашей учебе на режиссерском отделении, вы ведь уже на пятом курсе?

– Нет, это спектакль для души и для актеров. Я очень ценю Наташу Ежкову как актрису, актрису драматическую. И она создала образ – сильный трагический…

– Марина Викторовна, позвольте выразить восхищение вашей работой и игрой актрис. Поразительно, но, я, зритель, видела на сцене всех не вышедших (не написанных драматургом) на сцену персонажей пьесы – мать Наташи и квартиру, в которой сидит четырехлетняя девочка, девчонок детского дома и этого Валеру. Он был в светло-коричневых джинсах, в клетчатой рубашке навыпуск, а волосы и ресницы были у него рыжеватые. Эти все рождено вашей энергией и мыслью режиссера, создано игрой актеров. Браво! Удачи вам.