Энергетический мир России, СНГ и многих стран ближнего и дальнего зарубежья отмечает 85-летие А.Ф. Дьякова. Людям старшего поколения, особенно тем, кто работал в электроэнергетическом комплексе Калмыкии, это имя хорошо знакомо. Активное развитие республиканской энергетики, переход на новый технологический уровень калмыцкой энергосистемы, систематизация мер по борьбе с гололедообразованием на линиях электропередачи и разработка методики предотвращения масштабных аварий в электросетевом комплексе в условиях сложных гололедно-ветровых ситуаций, характерных для Калмыкии, связаны с деятельностью А. Ф. Дьякова.

За вклад в развитие энергетики республики ему присвоено звание «Почетный гражданин Калмыкии».

Сам он вырос на Ставрополье, окончил Северо-Кавказский горно-металлургический институт во Владикавказе, 17 лет отработал в ставропольской энергосистеме, после чего приказом министра электроэнергетики и электрификации СССР П. С. Непорожнего был переведен в Москву, где трудился сначала главным инженером Госинспекции по эксплуатации электростанций и сетей, затем начальником «Главвостокэнерго» и заместителем министра энергетики СССР.

Ставропольская энергосистема – подстанция Теберда.

А.Ф. Дьяков хорошо знал проблематику энергоснабжения Юга России, сильные и слабые стороны каждой электростанции (будь то ГЭС или ГРЭС), каждой электрической линии. Все самое новое, что только ни появлялось в стране и мире, в первую очередь внедрялось в энергетике южных регионов России. Именно здесь, на Юге, отрабатывались технологии, большинство из которых даже для самых продвинутых западных стран было в то время недоступным.

Именно на Юге, в Калмыкии, была построена крупнейшая опытная ветровая электростанция по отработке новейших технологий производства возобновляемой электрической энергии и подачи ее в сеть. К сожалению, из-за обескровивших страну глобальных социально-экономических перемен амбициозный калмыцкий эксперимент завершить так и не удалось. А жаль. Анатолий Федорович тщательно изучал экономику республики, демографический фон, направления социально-культурного развития. Исходя из этого, а также учитывая природные, экологические, географические особенности республики, он полагал, что здесь не нужно строить собственную ТЭЦ (республике значительно выгоднее покупать электроэнергию, производимую на электростанциях соседних регионов), но нужно качественно укрепить и модернизировать электросетевое хозяйство, чтобы со временем республиканская сеть могла без проблем принимать электроэнергию, вырабатываемую на возобновляемых источниках. По сути, Калмыкии отводилась честь стать чуть ли не единственным регионом в стране, производящим исключительно «зеленую» энергию.

Сегодня в республике (как, впрочем, и по всему Югу РФ) настроено множество ветропарков и ветроустановок, а вопрос с сетями так и не решен. В результате от ВИЭ пока больше проблем, чем пользы. Поэтому так важно вновь и вновь обращаться к трудам А.Ф. Дьякова, в том числе и по возобновляемой энергетике, где пошагово расписано, что нужно делать, как в какой ситуации поступать.

Калмыцкая опытная ветроэлектростанция.

Чтобы более или менее объемно рассказать о масштабе личности Дьякова, нужно рассказать более чем о полувековой истории энергетики. О десятках построенных электростанций в стране и за рубежом, об уникальных линиях электропередачи сверхвысокого и ультравысокого напряжения (эту технологию, разработанную нашими специалистами, сегодня успешно используют в Китае). Об энергетике Монголии, которая практически «с нуля» создавалась под руководством Анатолия Федоровича. О создании РАО «ЕЭС России» и сохранении энергосистемы страны от полного разрушения в то время, когда, казалось, шансов не осталось. О «школе Дьякова», которую прошел в том числе и нынешний министр энергетики РФ Н.Г. Шульгинов. О Южно-Русском лицее казачества и народов Кавказа под Пятигорском, открытом в разгар второй чеченской войны, в котором учились дети, потерявшие родителей (многие выпускники лицея стали кадровыми военными, учеными, руководителями производств, да и просто их жизнь состоялась)…

Терский казак А.Ф. Дьяков, выросший на Северном Кавказе, впитавший его культуру, блестяще знавший его историю и много сделавший для энергетики Кавказа, гордо называл себя «лицом кавказской национальности». И терпеть не мог, если кто-то (пусть даже по телевизору) позволял себе вкладывать в это выражение негативный смысл. О том, что он значил и значит для тех, кто с ним работал, кому он помогал, кого учил, с кого снимал «три шкуры» за незнание темы (в одном из интервью Анатолий Чубайс, возглавлявший в свое время «РАО «ЕЭС России», рассказал мне о том, что Анатолий Федорович заставил его отучиться в Московском энергетическом институте. Причем не просто получить диплом, а получить все базовые знания. «Я не пропустил и одной лекции, не сорвал ни одного экзамена и курсовой. Я честно заработал свой диплом», – подчеркивал А. Чубайс) и защищал от необоснованных нападок, говорит тот факт, что в день рождения Анатолия Федоровича на Троекуровское кладбище, где он похоронен, всегда устремляется поток людей, чтобы почтить его память, засвидетельствовать почтение и просто подумать о прошлом и будущем. Вот и вчера, 10 ноября, к вылитому в бронзе Дьякову шли и шли люди. День был удивительно солнечный. Впрочем, знатоки говорят, что в день рождения Анатолия Федоровича всегда светит солнце…

Токтогульская ГЭС в Киргизии.