Сегодня в Калмыкии минутой молчания почтили память воинов 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии. Наш народ-воин всегда самоотверженно сражался за отечество, и подвиг ОККД это красноречиво подчеркивает. Для нас ее воины являются примером любви к Родине, мужества и героизма.

Не случайно в республике последние два года ведется последовательная работа по сохранению и увековечиванию памяти павших героев войны. Как отметил сегодня Глава Калмыкии Бату Хасиков, сейчас, в частности, обсуждается вопрос о создании фильма о подвиге воинов 28-й армии, в планах также увековечить память о воинах 110-й ОККД, прорабатывается вопрос возвращения на калмыцкую землю знамени 110-й кавдивизии.

Результат налицо: молодые жители республики все чаще стали активно интересоваться историей,  участвовать в сохранении и увековечивании памяти о героях Калмыкии. «Уверен, наше будущее в надежных руках, –  отметил Бату Хасиков, – мы должны быть достойны своих предков».

А вчера, в самый канун памятной даты в честь воинов 110-й ОККД, в Национальном музее Калмыкии им. Н.Н. Пальмова прошла встреча, посвященная подвигу национальных дивизий.

В ней приняли участие замминистра культуры и туризма РК Лариса Летуева, доктор исторических наук Уташ Очиров, директор Национального музея им. Н.Н. Пальмова Ирина Мучаева, председатель Общественной палаты РК Дмитрий Халхинов, заместитель главы администрации г. Элисты, историк Дмитрий Довгополов, а также председатель регионального отделения Военно-исторического общества Республики Башкортостан, зампредседателя Общественной палаты РБ, завкафедрой БГУ Рамиль Рахимов.

Как известно, свой главный подвиг 110-я ОККД совершила в июле 1942 года в тяжелейших неравных боях с элитной немецкой дивизией, в течение многих суток обороняя донской рубеж на протяжении почти 60 километров, в том числе у станицы Раздорской. Станичники так и говорят: защищали нас калмыки (110-я ОККД), освобождали башкиры (113-я Башкирская кавдивизия).

Говоря о дате 80-летия создания калмыцкой дивизии, участники мероприятия напомнили, что в республике установлен памятный день. Но достаточно ли только в этот день воздавать почести? 

«В Калмыкии нужен национальный праздник в честь 110-й ОККД», – уверен Рамиль Рахимов. 

– Занимаюсь военной историей и давно хорошо знаком с Уташем Борисовичем Очировым. В свое время подарил мне свою книгу «Калмыки в годы Великой Отечественной войны» Константин Николаевич Максимов. И я очень многое понял, прочитав ее, – сказал он на встрече. –

Действительно, во время войны воевали реально Калмыцкая, Башкирская дивизии и Кабардино-балкарский полк. Остальные национальные соединения «не получились» еще на стадии формирования.

Подвиг 110-й ОККД, несомненно, велик – как кавдивизии того времени. Причем оснащенной по так называемому «легкому штату». Не имея ни тяжелого вооружения (пушки были небольшие, 76-миллиметровые), ни системы ПВО, очень сложно было и с командным составом, она воевала героически и блестяще справилась со всеми поставленными задачами.

К слову, как раз сейчас Национальный музей им. Н. Пальмова ведет переписку с Центральным музеем Вооруженных сил РФ о возможности передачи знамени 110-й ОККД в калмыцкие фонды, добавила директор Ирина Мучаева, и в этом есть определенные сложности.

– Дело в том, что само знамя не боевое, а шефское, – уточнила она. – Вице-премьер Калмыкии Наран Геннадьевич Кюкеев встречался с директором музея, и, надеюсь, в ближайшее время этот вопрос будет рассмотрен положительно.

Рамиль Рахимов, кстати, посоветовал обратиться в Министерство обороны РФ как к хозяину знамени, у которого оно хранится в запасниках и, кстати, выставляется очень редко.

– Это святыня, которая олицетворяет боевой дух и историческую память калмыцкого народа, – добавил гость. – Она должна быть здесь, на родине 110-й кавдивизии. Это важно и для патриотического воспитания молодежи, и для противостояния мифам, которые сочиняют на Западе о нас и нашей победе. Знамя востребовано жителями Калмыкии. За него надо бороться, просто так его не отдадут. А параллельно вести работу по созданию культа (в хорошем смысле слова) знамени ОККД, самой кавдивизии. Это будет иметь большое значение в патриотическом воспитании молодежи и детей. 

Ситуация с возвращением знамени ОККД осложняется и тем, что в истории 110-й ОККД это шефское знамя было единственным, не было боевого знамени, уточнил Уташ Очиров. В Центральном музее Вооруженных сил России на самом деле немного лукавят, что не могут передать шефское, а только боевое, которого и не было. При этом мне известно, что в Южный военный округ из того же Центрального музея ВС РФ было передано 54 знамени. То есть процесс передачи знамен каким-то образом идет. Аналогичная ситуация с документами по Широклагу. Пермской области они не нужны, а для нас Широклаг – место, где умерли тысячи калмыков, которые работали там после снятия с фронта и депортации, это наши родственники. Понятно стремление центрального музея сохранить ведомственное подчинение. Но каждый раз ездить в Пермскую область, чтобы поработать в архиве, не очень удобно.

– Представление о музеях сохраняется еще с социалистической эпохи, когда все лучшее было собрано в Москве, а региональные музеи заброшены, хорошо, если там муляжи какие-то были и есть, – поддержал У. Очирова коллега из Башкортостана. – Надо выводить дискуссию, в музейном деле уже давно нужна децентрализация. К чему эти огромные никчемные запасники, которые мы не видим и никогда не увидим, не узнаем многого. И даже наши дети не увидят, скорее всего. 

Ну, а мы можем предположить, что поспособствовать передаче знамени 110-й ОККД потомкам воинов-героев могло бы и Федеральное агентство по делам национальностей. 

Фото Николая БОШЕВА