Почему в энергетику вливаются большие деньги, а для потребителя ничего не меняется?
Шквальный ветер, обрушившийся вчера на многие регионы России, привел к массовым отключениям электрической энергии. Сегодня не обошлось без аварийных ситуаций и в Калмыкии.
В условиях урагана для энергетиков было главным не предотвратить отключения (что в большинстве случаев было просто невозможно сделать), а максимально быстро восстановить электроснабжение конечных потребителей.
Учитывая, что состояние распределительных сетей среднего и низкого напряжения (это сети, которые непосредственно доходят до конечного потребителя, то есть до нас с вами) на юге страны зачастую плохое и очень плохое, – даже небольшое усиление ветра может привести к аварийным ситуациям. Что уж говорить об ураганах, которые в Калмыкии, например, могут бушевать всю зиму. Добавьте к этому традиционный гололед или налипание снега на провода, приводящие к обрывам, – положение и вовсе выглядит крайне тревожным. Об этом, кстати, шла речь в Минэнерго России на недавнем Всероссийском совещании по подготовке к отопительному сезону.
В последнее время Министерство энергетики РФ заявило о курсе на изменение ситуации в распределительном комплексе в целом по стране. Начинать будут с самых проблемных регионов, таких как Дагестан, Ингушетия, Псковская, Тверская области, Сахалин и т.д. Калмыкия в этот список пока не попала, так как в вышеперечисленных субъектах ситуация еще сложнее, чем в нашей республике. Однако решать проблему будут и здесь, поскольку слабые сети республики являются «слабым звеном» всей объединенной энергосистемы (ОЭС) Юга.
Главной целью электроэнергетической отрасли является надежное, бесперебойное энергоснабжение потребителей. Ради этого проводится технологическое обновление мощностей, реализуются сложнейшие дорогие проекты, работает наука. Основная установка не меняется много десятков лет: потребитель должен получать электроэнергию в полном объеме и тем качеством, за которое заплатил. Об этом вчера на форуме МФЭС «Электроэнергетика России: надежные сети для будущего отрасли» напомнила председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК) Наталья Невмержицкая. Она, в частности, отметила, что в энергетику вливаются большие деньги, а для потребителя ничего не меняется. Люди продолжают получать электроэнергию сомнительного качества, часто остаются без света, при этом платят за энергию сполна…
Решить проблему можно только комплексно. Неотъемлемой частью комплексных мер является внедрение интеллектуального учета. С 2022 года вступает в силу закон о замене выходящих из строя индивидуальных счетчиков интеллектуальными приборами учета. Это существенно снизит затраты потребителей на электроэнергию: они будут платить только за полученное электричество.
Пока же потребители оплачивают в том числе то электричество, которое до них не дошло. В Калмыкии, например, потери в последнее время выросли, на что неоднократно обращал внимание генеральный директор ПАО «Россети» Андрей Рюмин. Он связывает этот рост с развитием ветрогенерации на юге страны. «Об этом ранее мы не говорили, но по факту эти потери очевидны», – отмечал А. Рюмин.
Чтобы сгладить для потребителей остроту проблем, связанных с решениями регуляторов и деятельностью энергокомпаний, Ассоциация ГП и ЭСК предложила на законодательном уровне ввести норму, которая обязывает поставщиков электроэнергии выплачивать компенсации потребителям за длительность технологических нарушений (отключений электроэнергии). Это повысит ответственность поставщиков электричества перед покупателями.
Удивительно, но эта идея нашла позитивный отклик не только в потребительском сообществе, но и среди поставщиков электроэнергии.