Что важнее пятерок в школьном дневнике?
Какой должна быть первая учительница, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу? Ее роль сложнее, чем у мамы, – ей нужно уметь увлекать школьника, помогать ему делать открытия, поддерживать интерес к учебе.
Учителя начальных классов Оргакинской школы Цаган Николаевну Олюшеву любят и дети, и родители. В ней сочетаются все качества, которые так нужны малышам в первые школьные годы. Родители ценят в ней заботу и профессионализм. За 30 лет работы она стала второй мамой для сотен ребят. И сейчас мамы и папы первоклассников очень часто хотят отправить именно в ее класс своих чад.
Энергичная, неравнодушная и, в хорошем смысле слова, неспокойная Цаган Николаевна всегда в ресурсе: будь то проект по строительству интерактивной юрты, шахматной доски или подготовка к турпоходу. Всегда и везде она находит время для интересных проектов и идей. А вместе с ней и дети становятся активными и любознательными.
Сама же Цаган Николаевна старается равняться на своих учителей: на первую учительницу Ларису Манджиевну Шагляеву. «Это удивительный человек, разносторонняя личность. В каждом ученике она видела, прежде всего, личность», – вспоминает педагог. А в старших классах для нее авторитетом стала классный руководитель Евдокия Дадиевна Манджиева. С большой теплотой она вспоминает директора Оргакинской школы Геннадия Эрдниевича Манджиева. Это он научил ее увлекать детей, покорять вместе с ними вершины знаний.
За время работы учитель нашла свою формулу, которая работает в любой ситуации. «Нельзя ни с кем сравнивать ребенка. Каждый уникален по-своему. То, что дается одному легко, от другого требует больших усилий, зато он может быть талантливым музыкантом или художником. Учитель должен помочь школьнику раскрыться. Не ругайте детей за плохие оценки. Это неважно, гораздо важнее раскрыть их потенциал, заставить поверить в себя и свои возможности», – говорит учитель.
Такой подход к работе непременно дает свои плоды – помимо многочисленных наград в 2010 году Цаган Николаевна стала победителем районного конкурса «Педагог года».
К слову, вместе с профессиональными навыками Цаган Николаевна изучила калмыцкие традиции, старается их придерживаться, передает знания землякам. Энергии сельской учительницы хватает и на семью. Хозяйка большой семьи предложила родным принять участие в конкурсе знатоков родного языка «Келни белг», где Олюшевы стали лауреатами.
Сейчас педагог осваивает работу в дистанционном формате. Признается, что без живого общения сложно, хочется видеть глаза своих малышей, чувствовать их интерес. Через экран, конечно, сложнее удерживать интерес класса. Но педагог не унывает, а находит новые подходы к ученикам.
Эльвиг Матвеев