В Центральном хуруле Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» состоялся премьерный показ фильма Нины Бардаевой о древней калмыцкой реликвии – тханке «Песня Зеленой Тары». В ней, по мнению автора, зашифровано послание предков о преодолении невзгод мира Сансары.

Создали эту уникальную икону более 100 лет назад в Большедербетовском улусе Ставропольской губернии к 300-летию дома Романовых. Тогда же, в 1913-м, в улусе появился и новый хурул, строительство которого тоже приурочили к этому событию. Он, как известно, не уцелел, а вот тханка сохранилась.

Вышивали ее несколько лет по древней традиции: 10–14-летние девочки и мастерицы-вдовы под руководством ученых лам, специалистов по храмовой живописи. На полотне более трех метров в высоту и двух в ширину самой кроме Зеленой Тары разноцветным шелком вышиты и малые лики 21 другой ее ипостасей, а также гневные божества – Защитники Веры. Сама Тара изображена восседающей на лотосе со спущенной ногой, что символизирует ее постоянную готовность прийти на помощь.

На 1913 год пришлась кульминация этого титанического труда – таинство «открытия глаз Бодхисаттвы». Во время службы под протяжные звуки медных тибетских труб, звон цимбал, молитвенных колокольцев, пения буддийских мантр был вышит последний штрих – глаза Зеленой Тары.

До 30-х годов прошлого века тханка хранилась в Большедербетовском хуруле, выносили ее только по торжественным случаям. После разрушения храма святыня исчезла и считалась безвозвратно утраченной. Однако в 1946 году она чудесным образом появилась – ее продавали на базаре Ставрополя, где полотно случайно увидела местный археолог Татьяна Минаева.

Сейчас буддийская реликвия является экспонатом Государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Григория Прозрителева и Георгия Праве.

В 1991 году ее впервые привезли в Калмыкию, второй раз жители республики смогли увидеть ее в 2017 году. В обоих случаях ставропольчане отдавали ее на очень короткий срок. В 2020-м по договоренности Главы Калмыкии Бату Хасикова и губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова пробыла на родине целый год.

Фото: Николай Бошев