Отгрузка нефти, поступающей по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК), участок которого проходит в том числе по территории Калмыкии, полностью остановлена. Причиной стал сильный шторм на Черном море, повредивший два из трех выносных причальных устройств (ВПУ) на нефтеналивном терминале КТК в порту Новороссийска. В частности, повреждены плавучие шланги, по которым нефть поступает в танкеры.

По сообщениям пресс-службы КТК, указанные повреждения являются критическими и не позволяют обеспечить безопасную эксплуатацию ВПУ.

Учитывая, что по КТК поставляется 1,1 млн. баррелей нефти в сутки, приостановка отгрузки критически отразится на мировом рынке нефти. Как отметил заместитель министра энергетики России Павел Сорокин, на ремонт может потребоваться полтора-два месяца. «При такой продолжительности работ мы говорим о потенциальной потере до 80% отгрузки», – пояснил он.

Сбои в отгрузке в первую очередь отразятся на потребителях в США, Китае, Турции, Италии, Франции, Испании.

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что «авария усугубит дефицит нефти на мировом рынке и, вероятно, толкнет цены вверх». По некоторым данным, они могут взлететь до 130-140 долларов за баррель.

Компания-оператор делает все для устранения последствий аварии. Однако «ситуация усугубляется отсутствием достаточного количества комплектующих и морских шлангов для проведения данных работ. Все это оборудование производится зарубежными производителями,” – сказал заместитель регионального менеджера по морским операциям морского терминала КТК-Р Игорь Флоровский.

Эту тему развил вице-премьер РФ по вопросам ТЭК Александр Новак. Он, в частности, заявил: «Россия делает все, чтобы скорее восстановить работу нефтепровода. Но вот комплектующие у иностранных поставщиков, и заявку на них подали больше месяца назад, но запросы были проигнорированы. Теперь эта халатность обернется дефицитом нефти в мире и резким скачком стоимости углеводородов. Каспийский трубопроводный консорциум – компания зарубежная, нашей стране принадлежит меньше трети, так что западные партнеры, по сути, наказали сами себя».

Тем не менее наша страна «заинтересована в максимально скором устранении неполадок, потому что это влияет и на российские компании», добавил П. Сорокин.

Напомним, что в Каспийском трубопроводном консорциуме России принадлежит чуть больше 30% акций. Свыше 20% акций у Казахстана (при этом КТК является основным экспортным маршрутом для казахстанской нефти). Остальные акции распределены между ведущими добывающими  зарубежными компаниями и корпорациями.

По факту аварии Новороссийской прокуратурой организована проверка исполнения законодательства об экологической безопасности.