В мае 1918 года на Круге спасения Дона утвердили флаг Всевеликого Войска Донского. Он состоял из трех продольных полос равной ширины – синей, желтой и красной. Тем самым символизируя три народа, живущих на Дону, – казаков, калмыков и русских крестьян.

В 1996 году к левой стороне флага добавили белую полосу, символизирующую единство донских казаков и казаков России, то есть казаков как сословия и Российского государства. В таком виде флаг существует до сих пор.

Несколько столетий на донской земле живут три народности, которые стали ее коренными гражданами. Казаков символизирует синий цвет, калмыков – желтый и русских – красный.

Есть и другой вариант толкования – геополитический: синий указывает на Дон, желтый – на степь, красный – на волю.

Легенды же о синем цвете появились еще со времени возникновения донского казачества, когда Иван Грозный присылал на Дон жалованье. По традиции, в него входили хлеб, порох, свинец, много тюков с сукном синего цвета и только один отрез с красным сукном. Царское жалованье делили на всех поровну. Когда казаки разделили ткань, синей хватило каждому на зипун и на шаровары, а красной досталось лишь по узкой полоске. И чтобы добру не пропадать, пришили казаки эти полоски на шаровары. Так, якобы, и появились лампасы.

Еще одна легенда, толкующая значение синего цвета, переносит нас в Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Екатерина II, принимая донских казаков, решила спросить у атамана, почему шаровары синие, а полоски красные. Тот поклонился и ответил: «Цвет шаровар – это цвет синего Дона, а узкая красная полоска на них – то, что осталось на Тихом Дону от нашей воли».

Примечательно, что в 17 веке азовские казаки и казаки станицы Доломановской в крепости Димитрия Ростовского, из которой впоследствии и возник Ростов-на-Дону, носили мундиры именно с таким сочетанием цветов.

В 1801 году ввели форму, которая стала обязательна для всех донских казаков, – синие мундиры с красными лампасами. Почему именно эти цвета?

Казаки – воины, а воину нужно быть бесстрашным и хладнокровным в бою. Синий же цвет на это настраивает. Одновременно казак умел проявить удаль, ярость, отвагу. Это ли не красный?

А если заглянуть в историю еще глубже, то можно убедиться: красный цвет в донской культуре встречается с незапамятных времен. Охрой себя покрывали люди в каменном веке: считалось, что это очень красиво. Красный цвет почитали арии, особенно их воины и правители: расселяясь по миру, по пути в Индию и Персию они проходили по берегам Дона.

Более того, красные камни, рубины и гранаты – любимое украшение сарматов, воинственных кочевников. Они-то как раз и назвали Доном реку, которую греки именовали Танаисом. И именно у сарматов в одежде и украшениях встречаются эти три цвета: они предпочитали одежды синего цвета, золотое оружие, украшенное красными самоцветами. Кстати, в одном из музеев Азова хранится золотой кинжал, украшенный бирюзой и рубинами. Женщины-сарматки также носили одежды синего цвета, отделанные красной каймой по краям.

Красный – это еще и цвет власти в культуре многих народов. Византийцы в 8 веке строят на Дону для хазар крепость Саркел. Вельможи здесь носили пурпурные плащи – знак высокого ранга. Да и на Руси красный плащ мог носить только князь. Именно в таком был Святослав, взявший победой Саркел в 965 году.

Помним мы и то, как в 13 веке донская земля вошла в необъятные владения потомков Чингисхана. В Золотой Орде красные шелковые пояса носили только знаменитые батыры. А вот желтый цвет в одежде был привилегией высших сановников. Хан Батый, подражая китайскому императору, также носил желтый халат. Только потомки Чингисхана могли одеться во все желтое, носить халаты из золотого шелка. Те, кто осмеливался не по рангу использовать этот цвет в одежде, подвергались смертной казни. Считалось, что таким образом они покушались на привилегии высших властей. Не случайно желтый цвет символизирует для калмыков божественность и власть.

Желтый цвет еще и цвет Будды, светское имя которого, Шакьямуни, означает человек из рода саков. А ведь саками в Азии называли скифов, которые дошли до севера Индии и основали там несколько государств. И Шакьямуни был сыном правителя одного из таких государств.

Но изначально первыми кочевниками на Дону, предпочитавшими желтый цвет другим, были скифы. Он олицетворял солнце, которому они поклонялись, и золото, которого у скифских вождей было в изобилии.

Вот так, задолго до атамана Краснова и создания флага, красный, синий и желтый цвета появились в истории донской культуры.

По книге В.Е. Гончарова «История донского казачества».