Ранее мы обещали читателям «Степных вестей» 27 марта, в Международный день театра, представить актеров калмыцкого Государственного театра кукол «Джангар». Но разговор с режиссером театра Алексеем Саранговым начался все же со спектакля «Давид», в котором он играет Д. Кугультинова – впечатления еще были свежи. И сам актер еще живет своей постановкой, которая, надо отметить, имеет успех у молодежной аудитории. Возможно, потому что спектакль пронизан его энергией.
«Мне хотелось, чтобы действие было динамичным, ведь и наш зритель молодой и динамичный», – говорит Сарангов.
Мы рассказали ему, как завораживали зрителей космический свет сцены и крутящиеся в ее пространстве планеты, как напряженно всматривались и вслушивались мы в образ, в голос поэта, уже издалека, с другой планеты. Как насторожило зрителей появление в руках актера кукол-тотемов, но актер был органичен, беседуя с ними, и опасение неловкости растворилось само собой.
«Куклы, – оживился радостно режиссер, – появились неожиданно для меня самого. Сидел дома, ножиком вырезал фигурки, и «вырезались» ээжа и аава Давида. Художник спектакля Тимур Цонхлаев сразу подхватил идею и ввел в действие. Вахтанговская школа фантастического реализма сказывается, ведь я закончил актерское отделение Щепки и учусь на режиссерском там же. А там нас учат ставить сверхзадачу. Наш педагог Алексей Левинский (заслуженный артист РФ, преподаватель дисциплин «Основы режиссуры и работа с художником», «Биомеханика» – З.Н.) говорит, что подготовит из нас десант, который может быстро и стремительно решать любую творческую задачу. Я поставил «Давида» за четыре дня (премьера спектакля состоялась 12 и 13 апреля). Из театра не выходил. Чуть из кожи не вылез (смеется). Конечно, я писал, проработал много материала, опубликованного и архивного, и сам еще на стадии текста пьесы стал частью спектакля. Спектакль уже был во мне. Сейчас на основном составе актеров – это Эльза Сельвина, Ирина Шамолдаева, Джангар Ванькаев, Бадма Сангаджиева, Ренат Мусаев, Савр Цекиров – создаем студию. Ведь вахтанговская школа – это студийная школа, с тренингами. Я пригласил в театр своего однокурсника, режиссера Михаила Комарицкого. 30 апреля мы покажем зрителям кукольно-игровую постановку «Сар-Герел». Над спектаклем работает художница-кукольница, выпускница ГИТИСа Марию Красовскую. А в начале мая я уезжаю на учебу».
После беседы с режиссером Алексеем Саранговым пришлось в интернете почитать о фантастическом реализме Вахтангова. И узнать, что «комбинация, созданная воображением художника, может быть нереальной, но материал, из которого художник комбинирует фантастические образы, поставляет ему действительная жизнь, поставляет ему опыт. Если творческая деятельность художника направлена на познание реальной действительности, его искусство окажется реалистическим, в каких бы фантастических образах он ни выражал результат своего познания. Народное искусство, сказки, всегда было глубоко реалистическим».
Фото: Николай Бошев