Все говорят о влиянии западных санкций на экономику России. Да, изменения коснутся многих сфер, некоторые уже прогнозируют проблемы с поставками комплектующих для автомобилей, а также дефицит офисной бумаги. Очевидно, что с введением санкций наша жизнь изменится, но готовиться к худшему не стоит. Отечественные производители заверяют, что выход есть.

Например, «АвтоВАЗ» готовится представить новые модели, где будут минимизированы иностранные компоненты. А российские производители офисной бумаги нашли замену импортным комплектующим для отбеливания, поэтому в ближайшее время производство будет восстановлено.

Сейчас в мировом сообществе все чаще задумываются над тем, что у этих санкций есть и обратный эффект. Повышение цены на топливо, газ, удобрения может привести не только к росту цен на продовольствие, но и росту инфляции в США и Европе.

Без удобрений – без продовольствия

Уже сейчас производители сельхозпродукции столкнулись с повышением цен на удобрения. Все потому, что Россия – крупнейший поставщик карбамида, а вот калий больше всего поставляет Белоруссия, Россия на втором месте по объемам поставок. Такая же ситуация с аммиаком, где у России 10% рынка. Движение по главному каналу аммиакопроводу «Тольятти – Одесса» приостановлено с начала спецоперации в Украине. Когда возобновят – неизвестно.

Очевидный вывод: если Россия и Белоруссия примут решение об отказе от поставок за границу, европейские и американские сельхозтоваропроизводители столкнутся с серьезными проблемами. К слову, этой перспективе не рады даже в Бразилии.

Кто накормит?

Четверть объемов поставок пшеницы, из которой производят хлеб и макаронную продукцию, приходится на Россию и Украину, где Россия лидирует. В этой связи официальный представитель Всемирной продовольственной программы ООН Томсон Пири спрогнозировал рост цен на продовольствие и, как следствие, высокую вероятность глобального голода.

В турецких магазинах подорожание подсолнечного масла вызвало ажиотаж, в Индонезии ограничили его покупку до 1 штуки в одни руки, а в Италии опустели полки с макаронами – любители пасты запасаются впрок главным ингредиентом.

Экологи ликуют, водители протестуют

Из-за резкого роста цен на топливо усилились протестные настроения среди перевозчиков. В Европе дальнобойщики проводят акции протеста: в Италии фуры участвуют в автопробегах, а в Испании – блокируют шоссе, в результате чего на заводах задерживаются поставки.

Чтобы хоть как-то сдержать ситуацию, немецкие профсоюзы предложили снижать скорость на автобанах для экономии топлива.

«Мы могли бы временно ввести ограничение скорости до 100 км/ч на автобанах и 30 км/ч в городах, чтобы снизить потребление энергоресурсов. Правильно экономить каждую каплю бензина, которую мы можем сэкономить», – заявил глава Ассоциации немецких профсоюзов Райнер Хоффман. В этой ситуации стали рождаться саркастические шутки, что такой поворот в борьбе с выбросами СО в атмосферу удовлетворит только экоактивистку Грету Тунберг. Однако в ЮАР и на Шри-Ланке начались массовые беспорядки.

Уран вне санкций

США отказались от нефти и газа из России, летом будут перекрыты поставки российских алмазов, водки и морепродуктов. При этом ограничения не коснулись урана. Все потому, что половина АЭС работает на уране из России, Казахстана и Узбекистана.

Собственного производства и переработки этого вещества в США нет.

Как закалялась сталь

В прошлом году в страны Евросоюза было импортировано 9,1 млн тонн российской стали. Россия и Турция – лидеры по поставкам в Европу. Без российской стали – никуда, поэтому стальных комплектующих, которые составляют половину российского экспорта, не коснулись запреты. Ее используют в автомобилестроении, а точнее – при изготовлении запорной арматуры для труб и строительной арматуры.

Крупные отечественные металлокомбинаты без клиентов не останутся – достаточно обратить свои взоры на Ближний Восток, Латинскую Америку. Азию. Европу же ждет повышение цен. История четырехлетней давности, когда был ограничен импорт российской стали, рискует повториться.

На кону выбросы в атмосферу

Наряду с российскими автопроизводителями выход из ситуации ищут и импортные бренды Volkswagen, Audi, Porsche, которым пришлось остановить часть заводов из-за дефицита комплектующих из России. Ожидается, что ситуация ухудшится: современное автомобилестроение строится на оснащении каталитическим нейтрализатором, который снижает токсичность выхлопных газов. Для его изготовления необходим палладий, 40% поставки которого обеспечивает Россия.

Не будет неона и сапфиров, не будет техники

Два года назад из-за дефицита полупроводников, необходимых для производства высокотехнологичной продукции, замедлилось производство техники, возросла и цена на нее. Тогда это произошло из-за закрытия странами границ на фоне пандемии. В итоге падение акций мировых лидеров по производству полупроводников побило все рекорды.

Запрет на поставку полупроводников в Россию – одно из санкционных требований США. Однако их производство невозможно без полупроводникового неона, который в большей степени поставляется совместными российско-украинскими предприятиями. По предварительным прогнозам Deutsche Bank, неоновых запасов заводов хватит на 3-4 недели. Такое же мнение у компании Samsung, которые уже бьют тревогу из-за нехватки криптона и неона.

Встанет производство полупроводников и без искусственных сапфиров. Британская фирма «Business Wire» составила рейтинг его крупнейших производителей. Лидером рейтинга стал ставропольский завод «Монокристалл». 

Будет ли ответная реакция?

Пока Россия практически не дала ответной реакции на западные санкции, а также санкции Японии и Кореи. В случае, если это все же случится, в мире произойдет коллапс. Но и сейчас глобальный ВВП снизился на 1%, а мировая инфляция держится на уровне 2,5%.