Украина заявила о прекращении транзита российского газа через станцию «Сохрановка», расположенную в Луганской области, с семи утра 11 мая.

Об этом оператор украинской газотранспортной системы (ГТС) накануне уведомил «Газпром», объяснив свое решение форс-мажорными обстоятельствами. Украинская сторона подчеркнула, что сотрудники ГИС «Сохрановка» и компрессорной станции «Новопсков» (КС находится на российской территории, но работают там украинские специалисты) не имеют возможности выполнять свои обязанности по объективным причинам.

По мнению экспертов, эти причины во многом связаны с успешным освобождением территорий ЛДНР от украинской власти.

Чтобы «сохранить лицо», украинская сторона предложила перенаправить потоки с «Сохрановки» на станцию «Суджа», что на границе с Курской областью. Однако официальный представитель ПАО «Газпром» Сергей Куприянов пояснил: технологически сделать это невозможно. Более того, распределение объемов прописано в контракте, все услуги по транзиту «Газпромом» полностью оплачены, так что в случае срыва экспортных поставок вся вина за недопоставку энергоносителя в Европу ляжет на Украину, добавили в компании.

Эксперты полагают, что украинская сторона всеми способами пытается насолить не только России, но и Европе, в которую так стремится.

На фоне заявлений о приостановке транзита через «Сохрановку» (а через нее прокачивается треть объемов, идущих на европейский рынок) цены на «голубое топливо» в Европе подскочили на 5,3 %.

Тем временем украинская сторона заявляет: если газ будет продолжать поставляться через «Сохрановку», европейские потребители все равно его недополучат (читай: его, как всегда, просто украдут).

Так надо ли «Газпрому» настаивать на сохранении этого маршрута? Да и вообще, так ли уж нужен украинский транзит?

Ведущий эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович отмечает, что существует множество путей поставок газа из России в Европу по трубопроводам. Это газотранспортные системы «Ямал-Европа» через Польшу, «Турецкий поток», «Балканский поток» (идет в балканские страны и доходит до Венгрии), «Северное сияние» (идет в Прибалтику и Финляндию), «Северный поток-1» по дну Балтийского моря в Германию. Да, в конце концов, европейцам можно и отношение к «Северному потоку-2» пересмотреть, если уж газ так нужен.

В принципе, Россия может полностью отказаться от украинского транзита, если возникнет такая необходимость. А она вполне может появиться, считают эксперты. Тем более, если учесть, что украинское руководство может и подорвать собственную газотранспортную систему (не они же строили, это советский проект). Такого развития событий не исключают ни заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, ни ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Пока военные действия не затронули ГТС, при том, что сама по себе газотранспортная система – это мощнейшее сооружение, в которую входит огромное количество газопроводов, компрессорных и перекачивающих станций, других промышленных объектов, охватывающих всю территорию Украины. Бить по трубопроводной системе опасно, ведь сама Украина очень сильно зависит от поставок российского газа. Однако, чем хуже будут для украинской власти дела на фронте, тем безумнее могут быть решения. Тем более что действующая украинская власть не привыкла за них отвечать.