Две важнейшие победы одержаны Калмыцким государственным университетом им. Б. Б. Городовикова на федеральном уровне в последние две недели: признание драйвером регионального развития и присвоение статуса опорного вуза России.

С этого момента КалмГУ начинает новый отчет времени. Впереди предстоит большой объем преобразовательных работ – достигнутый успех не позволяет почивать на лаврах, а наоборот, повышает груз ответственности. Но все это – впереди, а пока есть повод оглянуться назад: что же предшествовало повышению престижа главного вуза республики, названного Главой РК Алексеем Орловым образовательным, научным и культурным центром региона, судя по сему, вполне заслуженно.

Итак, эксперты Института образования ВШЭ исследовали вклад вузов в социально-экономическое и инновационное развитие регионов России и выявили субъекты, где университеты являются драйверами развития. В группу регионов с наибольшим вкладом высшего образования наряду с Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, Республикой Татарстан и Красноярским краем, вошли Калмыкия, Чечня и Саха (Якутия).

«Степные вести» встретились с ректором КалмГУ Бадмой Салаевым и поинтересовались: что означает для вуза и региона это лидерство?

«Институтом образования Высшей школы экономики были обследованы 79 регионов, результаты работы представлены в докладе «Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России». Исследователи НИУ ВШЭ оценили влияние вузов по трем направлениям: вклад в экономическое развитие, вклад в развитие человеческого капитала, вклад в инновационное развитие. Эти оценки по направлениям (субиндексы) позволили определить, в каких регионах университеты больше помогают местной экономике. В итоге было выделено четыре типа региональных систем высшего образования: «драйверы регионального развития»: во-первых, это регионы, у которых все субиндексы выше средних. Во-вторых, системы высшего образования с высоким уровнем влияния: два субиндекса имеют значение выше средних. В-третьих, системы с умеренным уровнем влияния: два субиндекса – ниже средних. И в-четвертых, системы с низким уровнем влияния: все субиндексы меньше среднего показателя. Отрадно отметить, что драйверов регионального развития выделено всего девять и в эту «девятку» Калмыкия попала наряду с очевидными образовательными лидерами (две столицы с областями, Красноярский край, Татарстан).

Системы высшего образования с высоким уровнем влияния включают 18 регионов. У одиннадцати из них повышенные субиндексы «экономическое развитие» и «развитие человеческого капитала». Это, к примеру, Астраханская, Кировская, Новосибирская, Оренбургская, Свердловская области, Забайкальский и Хабаровский края.

Группа с умеренным уровнем влияния университетов (два субиндекса ниже средних) самая многочисленная и включает 36 регионов, то есть почти половину из всех обследованных. В группе с низким уровнем влияния вузов 15 регионов», – рассказал Бадма Катинович.

Конечно же, не случайно Калмыкия была отнесена экспертами к первому типу региональных систем высшего образования. Тому свидетельство большое количество проводимых в его стенах научных исследований, направленных на улучшение экономического климата в регионе. Не будем перечислять все, поскольку неоднократно писали о них. Остановимся на проекте, предложенном молодыми учеными главного вуза республики в этом году и одобренном региональным руководством.

Речь о проекте ведущего специалиста научного отдела Баины Дорджиевой «Международное научно-образовательное сотрудничество КалмГУ как инструмент развития вуза и республики». Вуз предлагает реализовать ряд мероприятий, направленных на позиционирование научной деятельности университета в международном научно-образовательном пространстве. В том числе: расширение участия университета в региональных, федеральных и международных научных сообществах. Прежде всего, за счет увеличения количества научных проектов, реализуемых с привлечением ведущих российских и зарубежных ученых по приоритетным направлениям развития научной деятельности вуза.

Результатом качества проводимой деятельности КалмГУ и региона по инновационному развитию АПК станет включение университета в  Евразийскую технологическую платформу «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания», которая вошла в перечень технологических платформ, утвержденных решением правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям и является единственной в области сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Следующее мероприятие направлено на формирование международной научной репутации университета как центра исследования межкультурного взаимодействия в евразийском пространстве. Главная цель – продвижение востоковедных исследований в качестве важнейшего звена межрегионального и международного сотрудничества, укрепление роли регионального университета в формировании общероссийской идентичности, налаживанию диалога культур и религий, обеспечению безопасности, мира и согласия в данном пограничном регионе.

Также КалмГУ выступил с инициативой организации и проведения научных мероприятий по приоритетным направлениям научно-исследовательской деятельности КалмГУ.

Значится в планах молодых ученых вуза и создание Центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) на базе КалмГУ, который позволит объединить на своей площадке проектные инициативы молодых ученых всей республики.

Республиканский заказ на образовательные услуги университета включает организацию и участие молодых ученых в социально-значимых мероприятиях, например, организация семинаров по повышению уровня финансовой грамотности граждан, в том числе мастер классы по вопросам пенсий, налогов, кредитов и др. Организация системы доступного современного финансового образования и просвещения среди всех граждан. Участие в мероприятиях по обучению и информированию предпринимателей в сельскохозяйственной сфере, о возможностях участия в государственных и республиканских программах.

Обучение молодых ученых, готовых сегодня работать с программой Selex (Селекс), которая позволит сформировать базу данных по поголовью скота в республике, повысить качество ведения племенной работы, вести аналитический учет зоотехнических показателей. Изучение опыта современных информационных технологий в области государственного и муниципального управления самому малочисленному региональному типу системы высшего образования.

Отметим, что признание КалмГУ драйвером регионального развития вселяло надежду на то, что он может стать опорным вузом России. Хотя скептиков, утверждавших, что это невозможно по ряду объективных причин, было немало даже в самом университетском коллективе.

Однако случилось. И случилось благодаря активному сотрудничеству главного вуза республики с региональной властью.

 

Фото из архива редакции