В год 100-летия со дня рождения народного поэта Калмыкии Д.Н. Кугультинова Государственный театр кукол «Джангар» представил зрителям две постановки режиссера Алексея Сарангова – «Давид» (спектакль-биография) и «Сар-Герел» (по одноименной поэме Давида Кугультинова).
Обе постановки очень сложны (многоуровневые при небольшом пространстве сцены) и насыщены разными формами подачи драматургического материала (видео, инсталляции, куклы, традиционная декорация). Если постановку «Давид» зритель на премьере (13 марта) смотрел на одном дыхании, как драматический монолог режиссера о судьбе поэта, то «Сар-Герел»…
«Сар-Герел», выпущенная на сцену 30 апреля, звучит как многоголосица авторских голосов. Это голос автора-поэта, ведущего читателя по сюжету драмы со вступлением, драматическим сюжетом, эпилогом, с мизансценами, прописанными стихотворными строками. Это и голос режиссера Алексея Сарангова, продолжающего свой драматический монолог из «Давида» о судьбе человека, о жертвенности и о праве выбора. Но в полную силу для меня, зрителя, этот голос зазвучал во второй части спектакля. Здесь следует отметить очень слаженную работу постановщиков спектакля – режиссера и хореографа Юрия Молозаева. Радует и товарищеский студийный дух актерского состава – Б. Сангаджиевой, С. Дорджиева, Р. Мусаева, Д. Ванькаева, Э. Сельвиной, С. Цекирова, И. Шургинова, И. Шамолдаевой, Н. Ванькаевой.
А вначале сказку «Сар-Герел» нам рассказывала художник-постановщик Маргарита Панакова. Ее чудесные куклы повествуют, как появилась, росла и расцветала милая Герел (кукла-малютка в руках родителей, шаловливая их кукла-баловница, девушка-кукла, расцветшая, как прекрасный тюльпан) и как в свете ее красоты и доброты живет степной мир – счастливые родители, чудесные животные, разноцветье трав, доброжелательные, иногда любящие посудачить, однохотонцы.
Но вот появляется черный бык как предвестник грядущих драматических событий. Это одна из сильных сцен спектакля. Потрясает сам бык, он ужасает своей яростью и мощью. Как великолепно решены сцена его бега за Герел и как образно, предельно драматически поданы зрителю строки поэта: «Девушка мчится стрелы быстрей, / Страхом окрылена, / Мчится, как птица…/ Но кажется ей, / Все на месте она!». Зритель, затаив дыхание, смотрит, как на сцене маленькая девушка-кукла с развевающейся косой бежит по стремительно крутящемуся ободу колеса. Эта сцена бега от быка и битвы Церена с быком продержали зал в напряжении! А как емко и образно показана малость и беззащитность человеческого мира, зависящего от природной стихии, все люди, кибитки стали игрушечными под оком грозного светила. Звучит монолог прощания с миром жертвующей любовью Герел, и зритель плачет над судьбой возлюбленных вместе с режиссером. Лишь голос философа, много пережившего и претерпевшего автора поэмы, утешает нас: «Но сквозь века летят легенды – птицы, / И гнезда вьют они в умах людских, /Приносят птицы в клювах золотых /Познанья зерна, мудрости крупицы».
Я перечитала поэму Давида Кугультинова «Сар-Герел» после спектакля, перечитала и прочитала уже не сказку, как в юности, а как драматическую поэму о жизни людей. Прав был Самуил Яковлевич Маршак, когда говорил, по воспоминаниям самого Давида Никитича Кугультинова: «Это у вас поэма, а не сказка. Вы говорите, что в основе вашей вещи лежит фольклор. Хорошо, но что вы скажете тогда о «Руслане и Людмиле», «Демоне»? Как вам известно, авторы этих произведений называли их поэмами. Ведь они через сказочный сюжет выразили свое отношение к современной жизни, свою философию. Нет, голубчик, что ни говорите, у вас не сказка, а определенно лирико-философская поэма».
Реакция современного зрителя на спектакле «Сар-Герел» свидетельствует: подлинное искусство, сила духа поэта нужны и будут услышаны сердцем, вне зависимости от возраста и прочего. На спектакль «Сар-Герел» ходят семьями, с друзьями и даже классами.