В преддверии летних отпусков ВЦИОМ провел масштабный опрос среди россиян и выяснил особенности организации их отдыха. О планах россиян на лето 2022 года рассказал директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин.

По данным опроса, 48 % россиян любят отдыхать в сельской местности – на даче, в деревне, везде, где можно повозиться в огороде; 37 % считают, что лучше всего проводить отдых дома, т.е. оставаться в родном городе, посещать в кино и музеи, встречаться с друзьями.

Активный отдых в виде троп здоровья, походов в горы, к рекам и озерам, туристических велосипедных туров, спусков на байдарках и т.д. предпочитают 27 % россиян. Кстати, в последнее время популярность данного вида отдыха среди граждан России активно растет. Туроператоры, занимающиеся организацией активного туризма, отмечают, что данный сегмент стремительно развивается, благо, гор, рек, озер в стране предостаточно. Однако записаться в группу порой бывает не просто – слишком много желающих.

Исторический туризм, то есть поездки, связанные с посещением памятных мест, изучением культуры и архитектуры, выбирают 26 % жителей страны. Ровно столько же привержены пляжному отдыху (как оказалось, далеко не все россияне любят валяться на песке под южным солнцем). А 24 % отпуск посвящают путешествию на автомобиле. Специалисты подчеркивают, что спрос на автотуризм растет, а инфраструктура (кемпинги, центры обслуживания, туристические маршруты и пр.) заметно отстает, и необходимо срочно менять положение, чтобы не упустить это направление бизнеса.

Набирают обороты такие виды туризма, как оздоровительный, гастрономический, сельскохозяйственный и другие. При этом следует отметить, что взять отпуск этим летом (на сроки от недели до месяца и больше) и собираются отдохнуть 37 % россиян, а 17 % не планируют отдыхать вообще.

Этим летом 52 % россиян будут отдыхать дома, 39 % – на даче, 7% – за рубежом, а 14 % – в другом селе или городе. Анализ предпочтений показывает, что с 2004 года подрос зарубежный туризм, причем его всплески до 9-10% пришлись на 2013 и 2020 годы. Но чаще за рубеж люди выезжают с деловыми целями. А вот внутренний туризм неуклонно растет: втрое увеличился объем тех, кто выбирает для себя внутренние путешествия. Люди приезжают из регионов с хорошими впечатлениями, начинает активно работать «сарафанное радио», все большее количество граждан изъявляет желание поехать туда же, где понравилось их знакомым. Этим уникальным инструментом обязательно должны воспользоваться местные власти, в конечном счете, это один из факторов повышения инвестиционной привлекательности регионов.

«Вообще путешествие по России – сложившийся тренд. Он развивается не год и не два, а значительно дольше. Галопирующих темпов нет, но тенденция обозначена четко, – прокомментировал К. Родин. – В ближайшие 3-5 лет мы увидим преимущественное развитие внутреннего туризма. И здесь важно, чтобы отечественные туриндустрия и инфраструктура стали конкурентоспособными по сравнению с зарубежными. Если мы сможем выиграть конкуренцию за внутреннего туриста, то выиграем и за зарубежного. Потому что наш турист – капризнее».

Каковы же любимые маршруты россиян?

По-прежнему популярны Крым (9 %) и Черноморское побережье Кавказа (12 %). Но если бы были необходимые время и средства, в Крым поехали бы 24 % отдыхающих, в Краснодарский край – 17 %, в Сочи/Адлер – 11 %; 14 % рванули бы на Байкал, 13 % – на Алтай, 9 % – в Санкт-Петербург, 8 % – в Карелию, по 6% – на Кавказ и Камчатку. Это не значит, что другие территории людям не интересны. Просто отмеченные территории уже стали маркерными, в их отношении ведется большая информационная работа, на местах уделяется внимание развитию инфраструктуры и созданию интересных туристических маршрутов.

А вот к отдыху в странах бывшего СССР интерес снизился с прошлогодних 9% до 3 % из-за неспокойной ситуации на границах. Нулевой интерес проявляют россияне к отдыху на когда-то популярных курортах Прибалтики: на протяжении 18 лет (с 2004 по 2022 год) желание позагорать на пляжах Паланги и Юрмалы изъявляли от 1 % до 0 % россиян.

С кем любят отдыхать россияне? Это важно для организаторов бизнеса, поскольку у одиночки совсем другие требования к инфраструктуре отдыха, чем у семьи с детьми.

Итак, «никого не буду брать в отпуск» заявили 5 % респондентов; а 55 % сказали, что будут отдыхать с семьей и даже с компанией.

Кстати, большинство россиян при организации отдыха предпочитает пользоваться услугами туркомпаний, особенно если дело касается популярных направлений, потому что это, как показывает практика, просто дешевле. Тем более что с прошлого года в стране введена такая услуга, как туристический кэшбэк. В прошлом году им воспользовались всего 2 %, в этом уже 13% намерены использовать кэшбэк в оплате за авиабилеты или гостиницу.

Фото: сайт sovetnika.net