Настроения и состояние российского малого и среднего бизнеса после 24 февраля 2022 года изучили специалисты Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (АЦ НАФИ).

Как рассказала исполнительный директор НАФИ Людмила Спиридонова, были проведены опросы руководителей и владельцев микро-, малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей во всех регионах страны. Мониторинг самочувствия малого и среднего бизнеса НАФИ ведет постоянно, что позволяет отследить динамику настроений в предпринимательском секторе.

Так, в начале 2022 года финансовое состояние своего предприятия 36 % опрошенных оценивали как хорошее, 42 % как среднее, 22 % как плохое. В марте ситуация заметно изменилась: хорошо себя чувствовали только 25 % малых и средних предприятий, 35 % – «средне», а 40 % – совсем плохо. Самыми уязвимыми оказались индивидуальные предприниматели и микрокомпании численностью до 15 человек, отметила Л. Спиридонова. Это говорит о том, что средний бизнес проявил устойчивость в условиях нарастания санкций, умело лавируя в волнах ограничений. Именно средний бизнес чаще всего констатировал, что не нуждается в государственной поддержке. А вот 77 % ИП и малых предприятий заявили, что без господдержки они не выживут. Среди необходимых госмер предприниматели называли необходимость введения льготного кредитования и налоговых послаблений. Многие также хотели получать субсидии на зарплату сотрудникам и аренду помещений.

Директор направления исследований цифровой экономики АЦ НАФИ Лейсан Баймуратова напомнила, что правительство РФ ввело несколько пакетов мер поддержки бизнеса, чтобы снизить давление санкций. Самыми полезными из них предприниматели считают снижение налогов (44 %), кредитные каникулы (35 %), льготное кредитование (32 %), гранты молодым предпринимателям и снижение административной нагрузки (по 25 %).

При этом 37 % компаний не воспользовались ни одной мерой поддержки.

Вызванные санкциями экономические барьеры и удлинение логистических цепочек заставили бизнес искать пути снижения издержек. В марте 83 % компаний заявляли об оптимизации расходов за счет уменьшения затрат на рекламу и маркетинг (37 %), сокращения штата сотрудников (23 %), снижения зарплат, отказа от аренды помещений (по 16 %) и перехода на удаленный режим работы. Причем об отказе от аренды офиса говорили чаще в крупных городах, а от рекламы – в микрокомпаниях.

«Надо отметить, что бизнес-настроения в апреле по отношению к марту заметно изменились в сторону позитива, – подчеркнула Л. Спиридонова. – В апреле многие руководители предприятий передумали сокращать штаты и снижать зарплаты, так как ничего страшного после введения санкций в стране не произошло».

Кроме того, замеры, проведенные в начале мая, показали, что уже 34 % предпринимателей сочли состояние своего бизнеса хорошим, 43 % – средним и только 23 % – плохим. Из этого можно сделать вывод, что бизнес сумел перестроить работу и адаптироваться к новой экономической ситуации. Более того, 35 % бизнесменов уверены, что в ближайшие три месяца ситуация на их предприятиях улучшится, 22 % считают, что ничего не изменится, а 36 % опасаются ухудшений.

По последним данным НАФИ, полученным от предпринимателей в первой декаде июня, наиболее перспективными отраслями, в том числе для малого бизнеса, всегда будут сельское хозяйство (44 %) и производство продуктов питания (43 %). За ними следуют сфера ИТ (38 %), торговля (32 %), фармацевтика, транспорт и логистика (по 25 %).

Существенным барометром состояния национальной экономики является то, что введение санкций и уход с российского рынка иностранных брендов отечественный бизнес рассматривает скорее как позитивный фактор, а не как нечто ужасное: 62 % предпринимателей воспринимают новые вызовы как импульс к развитию и отличную возможность занять освободившиеся ниши (куда россиян, к слову, зачастую необоснованно не пускали). Правда, почти каждая третья компания видит в изменении ситуации на рынке большие угрозы. Но такого рода опасения характерны почему-то для московского бизнеса. В других регионах пессимистов существенно меньше.

Ключевую роль малого и среднего бизнеса предприниматели видят прежде всего в развитии сфер производства и услуг, повышающих качество жизни населения, в генерации и развитии новых идей, технологий и продуктов, а также в создании новых рабочих мест. И настроены работать в этом направлении.

Фото: сайт nafi.ru