В России вскрыли мошенническую схему ухода от налогов, связанную с теневым оборотом денежных средств, сообщает РБК. Предполагается, что расчеты между участниками схемы носят непрозрачный характер, в них задействованы компании, оказывающие услуги по проведению платежей, несколько кредитных организаций. Причем схема позволяет не только уклоняться от налогов, но и отмывать криминальные доходы.
В ходе расследования Финразведка, Центробанк и ФНС установили всех участников схем: выгодоприобретателей, которые уклоняются от налогов, и компании-посредники, отвечающие за техническую поддержку этой схемы.
По закону деньги от клиентов, расплачивающихся в кафе банковскими картами, должны зачисляться на расчетный счет ресторана в банке, где он обслуживается. Это позволяет фиксировать в полном объеме выручку и налоговые обязательства ресторана.
А вот по выявленной схеме платеж проходил через терминал, не принадлежащий ресторану. То есть кафе и рестораны использовали для приема оплаты от своих клиентов терминалы безналичной оплаты и контрольно-кассовую технику, оформленные на третьих лиц.
Денежные средства зачислялись на счета туристских компаний и крупных автосалонов, откуда выводились наличные или переводились на счета физических лиц. В результате даже банки, которые обслуживают эти терминалы, получают некорректные данные, и только владелец подставных терминалов знает точные номера нужных ему операций. Эта схема позволяла ресторанам и кафе платить серую зарплату, а также держать финансовые показатели на уровне, необходимом для получения налоговых льгот и права не платить НДС.
Банк России оценивал, что в первом полугодии 2022 года 21% всего потребления теневых финансовых услуг, включая обналичивание, приходился на сектор услуг, лидирующие позиции занимает строительство с 40%.
По словам основателя Novikov Group Аркадия Новикова, группа рестораторов давала обещание, что рынок будет «честно и нормально работать» взамен на льготы для бизнеса. Однако часть рестораторов все же прибегают к левым схемам.
Первый вице-президент «Опоры России» Марина Блудян отметила, что с появлением ККТ крупные компании так рисковать уже не стали, но часть малых и средних попробовали применить новые схемы. «Раньше это были разовые случаи, но в последнее время произошел некий бум – в схему вошли не только рестораны, но и магазины, салоны, гостиницы», – считает Блудян.