Сегодня в Национальной библиотеке им. А. М. Амур-Санана начала работу стратегическая сессия Союза кинематографистов России по развитию производства и проката отечественных фильмов в Республике Калмыкия.
Двухдневное мероприятие проводится директором Роскультпроекта Олегом Ивановым, секретарем Союза кинематографистов РФ Филиппом Абрютиным и режиссером Эллой Манжеевой для проработки вопроса по становлению и развитию кинематографии в Калмыкии.
В первый день сессии в пленарной части были представлены доклады участников об основных трендах в развитии современной кинематографии, как технологических, так и культурных, обсуждалась нынешняя ситуации в субъектах России. Практическая часть пройдет завтра в тематических группах.
В работе стратегической сессии СКР приняли также участие представители региональной власти. Открыл мероприятие заместитель председателя Правительства РК Мерген Бадма-Гаряев, который признался: «Я думал, что в настоящий момент кинематографическое сообщество Калмыкии не очень широко представлено, но, зайдя в зал и увидев вас всех, я понял, как глубоко ошибался. Мне импонирует, что в здесь много молодых людей, заинтересованных и понимающих тему предстоящего разговора. Я рад, что для вас открываются новые возможности для реализации творческих замыслов».
Далее вице-премьер тепло приветствовал организаторов от себя лично, выразил надежду на то, что сегодняшний обмен мнениями станет отправной точкой для развития регионального кино и зачитал приветственный адрес от имени председателя Правительства РК Игоря Зотова.
Следует отметить, что стратегическая сессия СКР в Калмыкии проводится при поддержке Министерства культуры и туризма РК.
«Эта встреча должна быть в большей степени неофициальной, ее задача не в том, чтобы обсудить стратегии и задачи национального кино, возможности республики, речь идет о некой команде, которая начнет работать над созданием профессионального кинематографического сообщества в Калмыкии», – подчеркнул министр культуры и туризма Хонгор Эльбиков.
Элла Манжеева поблагодарила земляков за проявленный интерес, поскольку зрительский зал был полон – на встречу с кинематографистами пришло очень много людей. «Это самое важное, потому что кино никогда не будет зависеть от правительства, минкульта. Если вы что-то хотите сделать, если у вас есть идеи, то в любом случае вы это осуществите», – отметила режиссер и выразила признательность Министерству культуры и туризма РК за организацию мероприятия, а также Главе Калмыкии Алексею Орлову «за то, что проявил интерес, и это так резонировало».
«То, что мы здесь все вместе, собрались в этом зале – это уже результат, потому что нет ничего важнее коммуникации. За последние годы ко мне было очень много обращений: мы хотим, я снимаю, пишу сценарий. Однако мы настолько разрознены, что живя в маленьком городе, даже не знакомы друг с другом. И в этом плане это очень полезно, мы пообщаемся и, я думаю, через два дня, по крайней мере, узнаем друг друга».
Анализ мероприятий, прошедших во всех регионах в 2016 году, объявленном Годом кино, сделал в докладе Олег Иванов.
«На мой взгляд, главная цель, которая была достигнута, – это привлечение внимания к российскому кино. Параллельно была выполнена второстепенная акция Минкультуры России – расширение кинопроката. До этого времени ни разу с советских времен государство не потратило ни одной копейки на расширение проката. И вдруг – программа по развитию кинофикации, больше 400 кинозалов построено и самое главное – приобретено оборудование», – сообщил директор Роскультпроекта и порекомендовал Хонгору Эльбикову, получившему отказ в прошлом году, поспешить с подачей соответствующей заявки в федеральное Минкультуры в этом году.
Далее О. Иванов информировал, что в 2016 г. российский зритель приобрел всего чуть более 198 млн билетов. Это примерно полтора билета на человека в год. В прошлом году 156 российских и 390 зарубежных фильмов вышли в прокат. Следовательно, каждый пятый фильм наш, остальные иностранные, в основном голливудские. Очень мало в нашем прокате французского кино и почти нет, например, великобританского. И такое преобладание голливудской продукции складывается в любой европейской стране. Потому что у Голливуда прокатная площадка – весь мир. Российское же кино показывают только в России, за исключением, может быть, Китая, где проявляют интерес к нашей анимации. Есть еще какой-то интерес в Азии.
Средняя цена за билет по стране – 250 рублей. Это дорого, потому что там ведь еще попкорн. Раньше билеты были дешевле, и основной зритель был – студенты и школьники. В 2006 г. в нашем прокате было 30 % российских фильмов, сегодня ситуация изменилась – за 10 лет мы потеряли долю в прокате.
Региональное кино появилось совсем недавно, потому что в течение пятилетия на рынке проявилась тенденция возрождения национальных традиций.
«Мы предложили: давайте разошлем анкеты в субъекты и ответим на вопросы: Есть в регионе люди, которые умеют снимать кино? Обучаются ли они в снимать кино? Может быть, какая-то маленькая киношкола есть? Сколько локальных фильмов снимается на той или иной территории? Работает ли местная киностудия, проводится ли фестиваль? Есть ли какое-то регулирование на территории субъекта, какое-то финансирование? Очень простые вопросы, на которые мы попросили ответить регионы. Между прочим, Калмыкия не ответила, всего таких 12 субъектов, которые не ответили на эти вопросы», – поделился с аудиторией О. Иванов.
В этой связи он предложил собравшимся в зале в конце дня дать ответ на все эти вопросы, чтобы определить «в какой точке мы находимся сейчас и в какой хотим оказаться в будущем». Всего выделено 10 направлений многомерного измерения кинематографии, по которым оценивается ее состояние в регионе.
Филипп Абрютин акцентировал внимание присутствующих на молодежных инициативах по развитию регионального кинематографа.
По мнению Эллы Манжеевой, нынешняя встреча должна стать отправной точкой по развитию производства и проката отечественных фильмов в Калмыкии.
Завтра сессия продолжит работу. По ее итогам будет сформирован отчет с целью совместной выработки общей стратегии развития кино не только в нашей республике, но и во всех региональных подразделениях Союза кинематографистов России, отмечают организаторы.
Фото Николая Бошева